Древняя Византия глазами паломников Среднеазиатского митрополичьего округа

  24 декабря 2014  
Древняя Византия глазами паломников Среднеазиатского митрополичьего округа

По благословлению Святейшего Патриарха Кирилла с 15 по 20 декабря 2014 года группа паломников из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, возглавляемая главой Среднеазиатского митрополичьего округа митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, посетила святыни древней Византии. Поездка была специально приурочена ко дню памяти великого угодника Божия – Николая Чудотворца, так как он родился в Ликии, был правящим архиереем Мир Ликийских.

Византия более пяти столетий находилась в тесных отношениях с древней Русью. И если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью Православия — одной из важнейших основ византийской культуры.

Вместе с Православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны Православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоcтроительстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни.

Первые же произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и в человеке спасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческого признака Православия, воспринятого из Византии. Недаром послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде не видели!

Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры.

На Руси среди выходцев из Византии славились строители церквей, иконописцы, писатели, ученые. Величайший вклад в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие в 1073–1089 годах Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря, великий иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы в храмах Новгорода и Москвы, великий писатель и переводчик Максим Грек (скончался в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1556 году), а также великие педагоги братья Лихуды — Иоанникий и Софроний (в миру — Иоанн и Спиридон).

Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Пресвятой Богородицы.

Самой первой паломницей из России в Византию стала святая княгиня Ольга, которая крестилась в соборе Святой Софии.

«Пришли мы в Византийскую землю, — рассказывали великому князю Владимиру его послы, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать».

В течение целого ряда столетий Византия была могущественнейшей страной христианского мира и распространительницей православной культуры. Ни одно государство Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая все полезное от Византии, Русь развивала свою православную культуру. В период турецкого владычества над православным населением Востока Русская Церковь, помогая своим православным братьям, отдавала дочерний долг православному Востоку, откуда она восприняла свою веру.

Высочайшим искусством православной Византии можно признать церковную архитектуру. Паломники из Узбекистана посетили храм Святой Софии Премудрости Божией, воздвигнутый византийским императором Юстинианом Великим (527–565) в Константинополе, и являющийся архитектурным памятником вселенского значения. Распорядителями при построении были два гениальных зодчих – Анфимий и Исидор. Сохранилось предание, что после постройки храма Юстиниан якобы воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». Выстроенный в 532–537 годах и возобновленный в 563 году Софийский храм Константинополя воспринимался молящимися как воплощение идеи соборной, то есть вселенской, Церкви. Этот храм вмещал до десятка тысяч людей. Сам центральный купол был сооружен так, что казалось, будто он парит в воздухе. Удивительная пространственность и легкость архитектуры Софии Константинопольской стала недостижимым идеалом и чудом мировой архитектуры. Знаменитый византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) оставил такую запись: «Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело».

 Это величественное здание является наиболее полным художественным воплощением религиозной мысли восточного христианства, чертогом Божиим, населенным сияющими, как солнце, ликами ангелов и святых мужей, идеалом церковного зодчества для всего Православия.

 Здесь проходил V Вселенский собор. Собор - место служения великих святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

 Паломники Среднеазиатского митрополичьего округа посетили одну из самых древних сохранившихся церквей Стамбула - храм св. мчч. Сергия и Вакха («малую Айя-София»). Существующий ныне храм был построен в 527—529 гг. близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы. «Малая София» составляла единый ансамбль с более ранней церковью свв. Петра и Павла .

Удалось осмотреть снаружи храм св. Ирины, являющийся одной из первых христианских церквей Константинополя (IV в). В церкви Св. Ирины состоялся Первый константинопольский (Второй Вселенский) собор (381 г.), созванный императором Феодосием I. Собор утвердил апостольское учение о Таинстве исхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном. В 1935 г. церковь Св. Ирины стала музеем Айя–Ирини. Сейчас здание в основном используют как концертный зал с превосходной акустикой и как выставочное пространство.

 Затем паломники побывали в Церкви Хора. В 4-ом столетии за пределами крепостных стен Константинополя располагались монастырь и церковь под таким названием. В 558 году, после большого землятресения, здание монастыря получило серьезные повреждения. Современное здание, сооруженное на четырех колоннах с куполом, было построено в честь Иисуса Христа матерью жены АлексиусаКомненоса Марией Даканией (1081-1118 гг.) Сейчас это величайший музей христианских ценностей Византии.

Нашим соотечественникам посчастливилось побывать и в главном храме Константинопольской патриархии – церкви св. Георгия Победоносца. Здесь хранятся драгоценные христианские святыни. В начале 4-го века из Иерусалима святая царица Елена привезла часть колонны с остатками кольца, к которому, по преданию, был привязан во время предкрестных истязаний Господь Иисус Христос. В храме эта святыня расположена справа от иконостаса. В храме хранится древняя кафедра святителя Иоанна Златоуста, на которой восседал сам учитель Церкви. Вдоль северной стороны храма покоятся мощи святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Они были возвращены папой Римским Иоанном Павлом 2-ым в Патриархию в 2004-ом году. С южной стороны храма покоятся останки святой вмч. Евфимии Всехвальной, св. Соломонии – матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании. Серебряная рака для мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии. 1904 год».

Утром 16 декабря побывали наши паломники и во Влахернской церкви, выстроенной в V веке над святым источником для хранения великих святынь, прибывших из Иерусалима - омофора, то есть ризы Пресвятой Богородицы, и иконы Божией Матери, написанной, по преданию, апостолом Лукой еще при жизни Девы Марии. Храм знаменит во всем христианском мире – от святого образа и одежд Богородицы совершаются многочисленные чудеса и исцеления. История этой церкви удивительна: однажды Царица Небесная явилась двум слепцам и привела их во Влахернскую церковь к Своему образу, после чего слепцы прозрели, а благодатный образ Богоматери стали именовать «Одигитрия», что означает Путеводительница, Заступница.

Также в этой церкви находилась икона Божьей Матери «Влахернская», которая чудесным образом переместилась в Тихвен. И люди построили храм на том месте, где была найдена эта икона, которая в последствие стала называться Тихвенской иконой Божьей Матери. Сейчас там основан монастырь.

«И у нас с вами в Ташкенте есть копия этой иконы, которая была написана на Афоне и передана нам для почитания и молитвенного прошения заступничества и ходатайства Богородицы», - отметил владыка Викентий, обращаясь к паломникам. – «Ещё Влахернская церковь известна тем, что Андрей с Епифанием, блаженные люди, увидели открытое небо и Матерь Божью, покрывающую всех Своим омофором, таким образом показывая нам, что Она покрывает нас Своим покровом, защищает нас. Это событие легло в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который очень почитается верующими Русской Православной Церкви». Архипастырь с сожалением отметил, что этот праздник никак не отмечается ни в Константинополе, ни в Греции.

В этом же храме митрополит Викентий совершил Божественную Литургию и вместе с паломниками молился за всю нашу епархию, за всех жителей и православных людей, живущих в Узбекистане.

«Мне сложно выразить свои чувства, которые в данный момент переполняют не только меня, но и всех, кто был сегодня на этом Богослужении, - делится своими впечатлениями раба Божия Ксения. - Ощущение было такое, что мы находились на небе. И вот это единение всех молящихся, конечно, незабываемо… Для верующих не существует ни пространства, ни времени, и то, что мы оказались в этом святом месте, воистину, чудо. Наш митрополит Викентий сумел всех нас собрать и сделал такой дар, воспоминания о котором будут поддерживать нас все оставшиеся дни нашей жизни. Я буду вспоминать с большой благодарностью и эту службу, и эту поездку».

17 декабря паломники посетили Эфес. Здесь, на месте, где был погребен апостол Иоанн Богослов, Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию.

На развалинах храма Пресвятой Богородицы владыка Викентий совершил молебен. В этом храме в далеком 431 году проходил III Вселенский Собор.

В этот же день паломники побывали в пещере, в которой воскресли спустя 250 лет 7 эфесских отроков, тем самым, свидетельствуя о том, что есть воскресение мертвых, и, как отметил владыка Викентий, «Господь воскресит нас Своей Божественной Силой во время Второго Своего Пришествия».

18 декабря была совершена Божественная Литургия под открытым небом на развалинах одной из семи церквей в Лаодокии, которая была пророчески упомянута Иоанном Богословом в «Откровении»: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:15-20).

Пожалуй, главным событием, участниками которого стали паломники Среднеазиатского митрополичьего округа, стала Божественная Литургия в храме святителя Николая Чудотворца, совершенная 19 декабря в Демре. В этом храме некогда служил архиепископ Николай Чудотворец, и в храме находится гробница, в которой первоначально был упокоен святитель Николай (до перенесения мощей в город Бари, на юге Италии).

Митрополит Викентий отметил: «все мы молились здесь о людях, живущих в епархиях нашего округа, чтобы милость Божья помогла нам всем жить по заповедям Божьим, чтобы по молитвам святителя Николая Чудотворца благодать Божия посетила всех нас и защитила от различных бед и напастей, просветила ум и сердце для видения своих грехов, в которых бы мы могли каяться и исправляться».

«Я сама из Ташкента и уже 7 лет живу и работаю в Анталии, - поделилась раба Божия Светлана. - Сюда я приезжаю не в первый раз, но узнав о том, что к нам приезжают паломники из Ташкента, я решила тоже присоединиться к паломнической группе, потому что каждый раз, когда сюда приезжаешь, ощущаешь присутствие Николая Чудотворца, и каждый раз сюда хочется возвращаться. И, конечно же, службы, которые здесь совершаются, просто необыкновенные».

Завершилась паломническая поездка Божественной литургией в Анталии, в храме, основанном на месте, где проповедовал апостол Павел и посещением Перге, города, с которого началось распространение христианства в Малой Азии посредством проповеди Апостола Павла. «И проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию». (Деян.14:25).

Таким образом, паломники посетили те места, где распространяли свет Евангельского учения апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Варфоломей, Филипп и другие святые апостолы.

Некоторые паломники поделились своими впечатлениями:

Игуменья Екатерина (Мальгина), настоятельница Свято-Троице-Никольского женского монастыря г. Ташкента: «Надо признаться, что я очень сильно сомневалась, как это все будет. Паломническая поездка – это всегда труд, это всегда подвиг. И как все это понести? Но оказывается это все очень легко и просто, потому что каждый шаг – молитва, каждый шаг – это Божье Слово со стороны нашего владыки…»

Раба Божия Лариса, паломница из Бишкекской и Кыргызстанской епархии: «Для меня вообще это огромная честь оказаться здесь и прикоснуться ко многим святыням, побывать во Влахернской церкви, увидеть своими глазами истоки нашего Православия. В такие моменты приобретается абсолютная уверенность в Боге. Соприкосновение с этой историей показывает такую связь времен и поколений, что спустя века даже сегодня местные жители Турции принимают Православие. Эта паломническая поездка объединила всех нас. И очевидно и неоспоримо действие Промысла Божия во всем этом. Мне понравилось абсолютно все».. 

 

Автор: Александр Аминов, волонтер пресс-службы Ташкентской и Узбекистанской епархии

 

ФОТОРЕПОРТАЖ на сайте Ташкентской и Узбекистанской епархии

 





Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.