Слово епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила на Епархиальном собрании 23 декабря 2014 года

  25 декабря 2014  
Слово епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила на Епархиальном собрании 23 декабря 2014 года

23 декабря 2014 года состоялось Епархиальное собрание Бишкекской и Кыргызстанской епархии. Публикуем слово Преосвященного Даниила, епископа Бишкекского и Кыргызстанского на этом собрании.

Всечестные отцы, монашествующие, дорогие братья и сестры, позвольте приветствовать вас на собрании епархии.

В своем слове я хочу затронуть три темы: что такое пастырство, что такое священство и что такое епархия, что это за структура и как мы в ней должны работать.

Церковь, по словам апостола Павла составляет сообщество людей верующих. Апостол Павел также говорит о Церкви в мистическом смысле, как о Теле Христовом. Пастырь играет наиважнейшую роль не только на приходе, не только в жизни, но и во всей Церкви.

Некогда апостолы рукополагали епископов добрых, священников и диаконов, которые являются помощниками епископа на местах. Они представляют лицо епископа и являются связующими звеньями церковной иерархии. Великая ответственность лежит на священнике, потому что если он забывает, что он священник, его нравственное состояние начинает отличаться от того высокого призвания, которое он получил в Таинстве хиротонии.

Священство – это высокая ответственность перед Богом и перед людьми, которые ему поручены. Если священник служит хорошо, то и на приходе все ладится – развивается жизнь, развивается работа с молодежью, мы слышим проповедь, идет хорошая служба, хор поет – и вообще батюшку знают. Знают, что есть на этом приходе священник, к которому можно прийти, посоветоваться, можно поговорить, можно получить то, что каждый из нас желает – утешение.

Когда происходит хиротония, когда архиерей возлагает свои руки на главу рукополагаемого, он передает ему часть апостольской власти, данной архиерею. Диакону – чтобы он помогал в богослужении, в совершении таинства, а священнику для того, чтобы он проповедовал своей пастве и совершал Церковные Таинства, кроме Таинства хиротонии. Таким образом, священник принимает благодать от архипастыря.

Все священники прекрасно знают слова, выгравированные на оборотной стороне креста, который они получают при хиротонии, это первое послание апостола Павла Тимофею, 4:12, - "Образ буди верным словом, житием любовью, духом, верою и чистотою". Вот таким должен быть пастырь. Если бы священник раз в день оборачивал свой крест и проникновенно внимал этим словам, тогда бы и жизнь священника была бы другой.

В 90-е годы Божией милостью Церковь стала свободной от гонений, притеснений, неуважения, оскорблений, кощунственного отношения. По словам Святейшего Патриарха Кирилла произошло второе крещение Руси, но церковь оказалась к этому не готова, в том числе, и в кадровом вопросе. Тогда приходили священники, возможно достойнейшие, но не готовые ни знаниями, ни опытом. Не было преемственности и от этого происходили многие и многие проблемы. Бывали случаи, когда уже после хиротонии священники понимали, что это не их дело и уходили. Поэтому проблемы в Церкви, связанные с духовенством, естественны и связаны с тем временем, в котором мы живем.

Наше общество не является высоконравственным, с сожалением можно констатировать, что оно в этом смысле находится весьма и весьма в плачевном состоянии. А из кого состоит духовенство? Это такие же люди, которые приходят из этого же общества с его моралью. Чтобы человеку начать по настоящему служить Богу, необходимо изменить свою жизнь, свое мышление, свое отношение к тому делу, которое он совершает.

Священник стоит перед престолом и совершает великое Таинство – Таинство Евхаристии. Он есть пастырь, который стоит перед Богом и изливает всю милость Божию на тех людей, которые ему поручены. Есть русская пословица: "Каков поп, таков и приход". Так оно и есть. Священник есть пастырь овец погибающих, который заботится о них и любит их, и жизнь свою полагает за них. Сегодня, когда мы служили литургию, мы слышали евангелие от Иоанна, 36 зачало (Ин. 10, 9-16). Там прозвучали слова апостола Иоанна о пастыре и наемнике. Наемник не пастырь, он не отдаст свое сердце, свою душу, свою жизнь за тот народ, который ему вручен. Напротив, пастырь добрый сделает все для того, чтобы спасти или хотя бы дать надежду и веру в Господа.

В Кыргызстане есть серьезная проблема – это сектантство. Эта проблема непосредственно связана с пастырской заботой самих священников . Я хотел бы поблагодарить и укрепить отцов, потому что они находятся на передовой, на фронте, в борьбе с натиском сектантского движения.

В этом случает от священника, его менталитета, его положения зависит очень многое. У священника должен быть авторитет. Когда человека уважают, а это всегда связано с образом его жизни, его слово много значит, оно всегда будет действенно. Пастырство – это великое служение. Оно связано со страхом Божиим и благоговением священника при несении им своих обязанностей.

Священник совершает богослужение. Если богослужение ведется правильно, по Уставу, тогда Божия благодать почивает и на священнике и на совершаемом им действии. Если мы начинаем искажать богослужение, вносить «отсебятину», начинаем извращать суть богослужения – с нами могут происходить и чудачества разные, и мы легко можем впасть в прелесть. Очень важно, чтобы священник совершал богослужение по Уставу, как предписано тысячелетним церковным опытом. Если священник не имеет этого опыта – есть старшие отцы, которые знают хорошо богослужение.

Когда священник молод, ему не надо служить по формуле «я все знаю». Ведь даже опытному священнику, прослужившему 50 лет нельзя выходить на службу без служебника. Хотя бы он все знал, он не имеет права служить наизусть, потому что диавол может посмеяться. Молодой священник должен обращаться за духовным опытом к старшему духовенству с уважением и почитанием. Это основа в духовенстве – духовная преемственность. Когда к молодому священнику подходят люди с вопросами он не всегда может ответить, но он мог бы ответить, если бы учился у своего старшего собрата. Вот так происходит преемственность. Молодой священник не должен набивать свои шишки, это хорошо для обычных людей, но не для священника, ведь от его ошибок страдает паства.

Богослужение должно быть красивым, тут хор играет самую важную роль. Если хор поет невнятно и человеку, стоящему в храме непонятно, что они поют, в этом храме никогда не будет прихожан. Если хор поет плохо, чтецы читают невнятно – богослужение будет казаться бессмыслицей. Но когда хор старается, тогда действительно на приходе будут люди. Я понимаю, что в некоторых местах с этим очень трудно. Но, по крайней мере, 2-3 человека, которые могли бы петь, найти можно и, если эти певчие приложат достаточные усилия, уже через год-два будет хор.

В богослужении также должны участвовать помощники-алтарники. Бывает такое – приезжаешь в город в России, 20-25 тысяч населения и батюшка жалуется, что у него нет ни одного алтарника – но это показатель, как он делает свое дело. Почему у соседнего батюшки, который служит в селе с 3 тысячами населения есть пять алтарников? И помогают ему в богослужении, так что нет нужды брать с собой иподиаконов. Если алтарников на приходе нет, значит и пастырства там нет. Это очень хороший показатель, как батюшка общается со своим приходом.

Я также хотел обратить ваше внимание на важность проповеди. Без проповеди служба сухая. Обязательно нужно объяснять после службы, что было в Евангелии, память какого святого сегодня празднуется и так далее. Очень важно, когда люди вживую проникают в тайны Божии, слушая проповедь пастыря. Проповедь – это душа богослужения. Слово пастыря должно быть после каждой литургии. Молодежь особенно должна слушать проповедь. После каждой службы, хотя бы кратко нужно пообщаться с народом. У нас очень невоцерковленный народ. Они не знают элементарных вещей. Проповедь и есть та самая площадка, где батюшка может напоминать или учить как подходить к чаше, как готовиться к Причастию, исповеди, как держаться православной жизни, какие есть православные традиции и так далее. Некоторые люди даже не умеют правильно креститься. Кто, как не пастырь должен этому научить? Если священник покажет, как надо креститься, никого не затрагивая, не переходя на личности, чтобы не смутить никого – это будет правильно.

Помимо совершения богослужения батюшки несут и хозяйственную ответственность за храмы и прилегающие участки. За этим также надо ухаживать, причем постоянно.

Чистота в храме это опять-таки внешний показатель духовной и внутренней жизни священника. Если заходишь в алтарь и видишь, что там безобразие, грязь на престоле – сразу все понятно. Бывают антиминсы нечищеные. Антиминс всегда должен быть чистым, без крошек. У нас в служебниках написано, насколько священен антиминс: если на нем будут крошки – да будет священник извержен из священного сана. Даже не запрет – извержен – это же Тело Христово! Зачем мы тогда служим, если у нас такое состояние на престоле.

Облачение престола всегда должно быть чистым и аккуратным. Что у нас нет материала красивого? Это же Святая Святых! Престол должен быть благодатным, ведь там освящают Дары! Когда видишь, что престол Божий в ужаснейшем состоянии – это просто кошмар, это означает, что мы, духовенство, не на своем месте. Мы должны это исправить. Престол должен быть в безукоризненном состоянии, как и все в храме. Когда я приехал, я сразу сказал: отцы, самое главное для меня – храм. Что на престоле, как обстоит дело с чистотой в храме. Как люди там стоят, как им удобно, как служба идет, как проповедь идет. Это самое главное. Многое можно простить священнику, но если священник этого не замечает, то, как правило, делать ему замечания уже бесполезно. Призываю вас отцы быть внимательнее к чистоте храма.

То же и со священническим облачением. Приходят люди – они хотят видеть в священнике эталон культуры, порядка, а видят, подчас, непричесанного батюшку в засаленном облачении. Мы, отцы с вами, вместе с архиереем, ответим перед Богом за этих людей, которых мы своим поведением и даже своей внешностью оттолкнули не от себя, а от Христа. Это очень важный момент. Утварь и все чаши – все должно быть чистым. Будьте внимательны к сосудам и не бойтесь их протирать и чистить. В чаше Тело и Кровь Христова – относитесь к этому благоговейно.

Поговорим о том, что такое епархия. Епархия – это то, что является центром жизни православной. Я уже говорил, что в Кыргызстане очень важен авторитет. Что такое авторитет для восточного человека? Это мощь, это сила. Это организация, которая соблюдает собственные правила. Этот авторитет зиждется на соблюдении своих законов, на благочестии и заботе о своем населении, о государстве. Вот что авторитетно. Когда на нас смотрят как на сильную епархию и понимают, что мы одна семья. Это когда существует соборность и иерархичность, а также уважение к старшему духовенству. Когда они видят работу на каждом приходе, тогда вы имеете авторитет. Тогда действительно можно многие вопросы решать. Те, кто здесь родился и вырос, прекрасно это понимают.

Хотел бы обратить внимание, что епархия имеет три составляющих – правящий архиерей, благочинные и настоятели. Архиерей – руководитель, принимающий решения и соборно, и единолично. Благочинные – это помощники архиерея. Это ответственные лица на местах, так сказать, «око государево», которое наблюдает, что происходит на местах. Это очень важная и ответственная должность.

Благочинные играют очень важную роль. У нас есть хорошие примеры: Ошское благочиние под руководством отца Виктора – как одна семья. Отцы часто вместе молятся, помогают и поддерживают друг друга. У отца Сергия в Караколе тоже хорошая ситуация. Стараются вместе служить и общаться. Если мы сами по себе – будут проблемы, а если мы вместе – мы сила. Надо знать друг друга в лицо. Ведь нас, отцы, не так много! Поэтому мы должны держаться друг друга и поддерживать – в проблемах и в радостях также. Друг не только в беде познается, но и в радости. Вся наша большая семья, наша епархия начинается от священника на приходе, от благочинного и заканчивается архиереем. На этом я хочу закончить свое выступление.

Всех Вас сердечно благодарю: и отцов, и прихожан, и всех наших помощников и благотворителей. Надеюсь, что наши дальнейшие труды послужат доказательством того, что мы одна большая семья, которая называется Православная Церковь в Кыргызстане. И плодотворное наше сотрудничество пусть будет укреплено благодатью Божией. Спасибо.




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.