Бегай вражды, стремись к любви

29 сентября 2015

215713.p

Монах Иосиф (Шорин)

Православие.Ru

В недавно вышедшей книге «Валаамские светильники духа. XX век» на основе архивных материалов собрано и систематизировано духовное наследие старцев. К нему принаждежит и сборник монаха Иосифа (Шорина), небольшой отрывой из которого представлен ниже.

***

 

Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе

«Приидите весело, целуем вси живоносное древо на нем же распростреся, Христос избавление» (стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов. 15 сентября). Святая Церковь, торжествуя радостно Воздвижение Животворящего Креста, приглашает верные чада своя к радости, и ты не скорби, брат! Празднуя этот праздник упованием и верою в Божию помощь, гони далеко всякий бесовский помысел уныния и малодушия от души твоей, говори: Господь на Кресте совершил мое спасение, о чем буду печалиться и смущаться? Вся Вселенная веселится о Кресте Христовом, какое смущение может огорчить мою душу? Господь отъял всякую скорбь от верующих чад Своей Церкви, я ли один обделен Его милостью? Радуйся, душа моя, о Господе, Спасе твоем, и покланяйся с любовью Кресту Его, на немже Он как Бог и Владыка упразднил всю вражью власть и силу. О живоносное трилюбезное Древо, обагренное Христовою кровью, сохрани меня от всех вражьих помыслов уныния и малодушия силою Твоею.

15 сентября 1910 г.

Побеждай зло силою благодати

Чувства неприязни, нелюбви к другим деспотически заявляют свои права, чувствуется, будто они не могут перейти в противоположные чувства любви и благорасположения к ближнему. Какое омрачение! Не злоба ли человекоубийцы-диавола это устрояет? Избави, Господи, от всякой злобы и даруй любовь даже к ненавидящим и зло творящим.

16 сентября 1910 г.

В любви и смирении — рай, но в злобе и гордости сущий ад, между тем последнее преодолевает первое, кто это устрояет? Не древняя ли злоба и гордость, противящаяся всегда доброму и смиренному?

Испытывая это, понеси спокойно гнев, злобу, расстройство брата, не враг ли его искушает и расстраивает?

Человек подобен барометру, то поднимающемуся, то опускающемуся: то добр, то зол; то щедр, то скуп; то кроток, то гневен. Поэтому со смирением нужно всегда молиться ко Господу, чтобы избавил нас от всего худого, греховного, неугодного Ему и помог делать все доброе и спасительное, что благоугодно Его святой и благой о нас воле и Промыслу.

17 сентября 1910 г.

Упование мое Господь

«Иисусе Царю, премогай всех крепости» (акафист Иисусу Сладчайшему). Какое утешение, какую отраду, какую надежду производят на душу слова церковного песнопевца! Внимай им с полною верою, душа моя. Если Господь твое упование, твоя крепость, если Он укрепляет твою немощь, то что или кто может оскорбить тебя или нанести тебе какое-либо зло и искушение? Зная это, в смиренной молитве взывай к Нему: «Иисусе всесильный, укрепи меня в немощах моих, даруй силу хранить спасительные Твои заповеди, соделай быть выше всякого искушения, даруй с крепкою верою полагать себя в Твой спасительный Промысл, вся мудро и благостно управляющий, даруй ни от коей же вещи века сего унывать, малодушествовать и смущаться и не лиши меня Небесного Твоего Царствия, Сладчайший Иисусе!

18 сентября 1910 г.

Прибежище мое Господь

Яко преста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою (Пс. 108, 31). Ты убог душевно и телесно, ты обнищал дарами Божией благодати, ты немощен и неразумен, душа твоя в страхе и трепете, злобные враги готовы растерзать душу твою, львы рыкающие разверзли пасти свои, дабы поглотить тебя! Все покинули, оставили тебя. Не убойся! Господь сильный Возбранный Воеводо, утешение и хранитель твой. Он, как сильный вождь, окружает тебя с правой стороны, устраивая спасение и избавление твое. Он, как Бог милосердия и утешения, милостиво взирает на твою немощь и убожество. Он, как мать, любящая свое любимое чадо, оберегает и успокоит тебя во всякой твоей скорби, печали и недоумении. Вверь себя всецело Его Божественному Промыслу, доселе тебя хранящему, взывая: «Жив Господь, избавляющий душу мою от всякой скорби».

20 сентября 1910 г.

Благодушествуй при порицаниях

Сознавая свои немощи, недостатки, неспособность в послушании, глубоко смиряйся, понеси благодушно, если и укорят тебя, прости от души оскорбивших тебя, считай себя достойным порицания и злословия ради многих грехов твоих. Людей, оскорбляющих тебя, считай орудиями Божия Промысла, через которых тебе нужно понести скорбное и неприятное. Кто-то из святых отцов сказал: «Считай тот день потерянным, в который никто не укорит тебя». Господа твоего, невинного, укоряли, оплевали, осмеяли, оцтом и желчью напоили, ко кресту пригвоздили, и Он молился за своих распинателей. Ты же, много согрешивший, понеси малые скорби, благословляй поносящих тебя и молись о них, желая им всего доброго и полезного. Поношение и оплевание приемый, Иисусе Сыне Божий, даруй мне терпение и благодушие.

Скорби раскрывают душе ее состояние. Когда она смущается — показывает, что нет истинного смирения.

21 сентября 1910 г.

Принимай скорби как должное

«И удобно и вместе душеполезно, твердо переносить всякую скорбь, людьми ли она причиняется или бесами, зная, что мы заслуженно подлежим всякой тяготе, и никого притом, кроме самих, за то не укоряя. Другого укоряющий в своих прискорбностях уклоняется от правого подобающего суждения». Все учения святоотеческие утверждают ту истину, что скорби, на нас находящие, суть следствия уклонений наших от заповедей Божиих. Никого не обвиняя, сознаем виновными самих себя, и это самоукорение, растворяемое терпением находящих зол, соделается нам спасительной епитимьей, очищающей скверну наших греховных падений и ходатайствующей нам прощение на суде Христовом.

22 сентября 1910 г.

В скорби молись ко Господу

«Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу». Душа томится, изнемогает, печалится, малодушествует, смущается. Мрачное облако печальных мыслей закрывает надежду на Божию помощь и веру в Божий Промысл. Откуда находит это мрачное, тяготящее душу уныние? Иисусе, души моей утешителю, хранителю, радование и просвещение! Твоею Божественною силою разгони мрачное облако скорбных мыслей; Солнце, озаряющее весь духовный мир, просвети, согрей мое сердце, мглою страстей омраченное, согрей его живительными лучами, спасительной теплотой милости Твоей. Всякий бесовский мрак, омрачающий и огорчающий душу, прогони далече Твоею Божественною силою, Сладчайший Иисусе. Тихое, небурное Пристанище, утиши свирепые, пенящиеся волны, колеблющие тишину души моей. Помыслы упования и благодушия да покроют смущенное сердце мое. Иисусе, плавающих кормчий! Рцы скорбным волнам: «Умолкните и престаньте», ибо Тебе, Господи, яко Царю, премогающему всех крепости, все возможно, все Тебе повинуется.

24 сентября 1910 г.

Уповай на Господа, Он утешит скорбящую душу

Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство [опытность], искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3–5). Боже терпения и упования, даруй в истинном разуме всякую скорбь, всякое огорчение, всякую неприятность благодушно, терпеливо со смирением нести, никого не обвиняя, но считая себя виновным по своей немощи и неразумию, истинно усматривая в себе Твой Божественный Промысл, сознавая, что по своим грехам я достоин еще больших скорбей. Господи Иисусе, утешителю душ скорбящих, пролей благодатные токи утешения в немощную душу мою, всякое бесовское уныние прогони далече от души моей, взывая к Тебе с благоразумным разбойником: «Достойное по делом моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

26 сентября 1910 г.

Бегай вражды, стремись к любви

Услышавши, что некто тебя злословил, порицал, душа смущается, представляя самооправдание, рисуются недостатки самого порицавшего, делается неприязненное к нему отношение, избегаешь встречи, свидания, как было прежде, вероятно, это и на него действует, и через это может возникнуть вражда. Как это неприятно! Особенно с теми, с которыми по послушанию общаешься, каких только не представится помыслов с той и с другой стороны. Посему нужно прекратить натянутые, томящие душу отношения, и нужно всеми силами прийти к примирению и сближению, помня заповедь Господа: люби́те враги вашя... — добрó творите ненавидящым вас... (Мф. 5, 44). Когда возвратится мир, прекратится смущение, тогда душа вкушает спокойствие и радость. Истинно вражда — ад, а любовь и мир — рай блаженный! Мир Твой даждь нам, Сыне Божий.

30 сентября 1910 г.

 

Монах Иосиф (Шорин)

Православие.Ru




Поделиться в соцсетях:


Последние статьи:

Thumb 60072
Инок из Кыргызстана. Герой Советского Союза.

Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…»

Беседовал Владимир Нордвик Источник: Российская Газета

Thumb         27609339
ДЕРЕВЕНСКИЙ ЕПИСКОП

Епископ Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него – все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.

Анастасия Рахлина

Thumb 85bebcef16e61912b68c9d0ca2894e00 1024
Жить – не как мне удобно, а как Богу угодно

ЗВАНИЕ АРХИЕРЕЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЧАСТУЮ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВАЖНЫМ, НЕПРИСТУПНЫМ И СТРОГИМ ЛИЦОМ В СВЯЩЕННОМ САНЕ. НО ЦЕРКОВЬ НАША – ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ, И ЕЕ АРХИЕРЕИ – НЕ ОТОРВАННЫЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКИ, НЕ КАРАЮЩИЕ БЛЮСТИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, А ЛЮБЯЩИЕ И ЗАБОТЛИВЫЕ ПАСТЫРИ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И СКОРБИ СВОЕЙ ПАСТВЫ. О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ В ОТДАЛЕННЫХ УГОЛКАХ НАШЕЙ СТРАНЫ, ПРОБЛЕМАХ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОСТИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ЕПИСКОПОМ САВВАТИЕМ.

Елена Варова. Журнал "Славянка"



Смотрите также:



На главную страницу   Другие православные статьи





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.