Загляните в лица людей. История из жизни

26 июня 2018

294062.p

Православие.Ru

Не судите на лица, но праведный суд судите.
(Ин. 7: 24)

«Решено: завтра еду в город на престольный праздник Святой Троицы в собор! – думала Ангелина, одновременно составляя маршрут предстоящей поездки. – Надо уточнить расписание электрички: вдруг что изменилось».

В расписании ничего не изменилось: в субботу вечером уходил поезд со станции «1357-й км» и возвращался обратно в воскресенье вечером.

Ангелина собрала нехитрый рюкзачок, положив в него кошелек, бутылку воды, третий том «Слов» святого Паисия Святогорца, Псалтирь и помянник, чтобы в пути справить свое правило, состоящее из двух кафизм, и поминание о здравии и об упокоении рабов Божиих. Надев длинную юбку, джемпер, удобную обувь и платок, двинулась в путь.

В электричке на радость было много пустых мест. Заняла свободное кресло у окна – ни рядом с ней, ни напротив никого не было. Пригородный поезд тронулся. Не успела Ангелина хорошенько устроиться, как подошел улыбчивый контролер:

– До куда едем?

– До конца.

– 215 рублей.

У предусмотрительной пассажирки была припасена оплата за проезд без сдачи, за что проводник-билетер особо поблагодарил ее. Ехать предстояло два часа.

«Так, сначала я чуток посижу, полюбуюсь видами природы за окном, потом за час осилю две кафизмы и оставшееся время почитаю Паисия», – распределила Ангелина.

Электричка останавливалась часто, забирая небольшие струйки пассажиров: поток равномерно распределялся по вагонам, дробился, делился, усаживался; отдельные персоны, опробовав одно место, пересаживались на другое или вовсе меняли вагон – привычное дело.

После очередной остановки в вагон зашел молодой человек, который привлек внимание Ангелины. Привлек огромной гитарой, высоко торчащей из-за спины. У парня была черная кожаная куртка и огромные ботинки-вездеходы с металлическими клепками.

«Неформал, что ли, какой или металлист? Кто его знает… Только бы ко мне не подсел… Нужен он тут со своей гитарой. Наверное, едет к таким же, как он. Будут пить, курить и песни горлопанить», – недовольно заметила про себя Ангелина и, успокоившись тем, что пассажир выбрал другое место, повернулась к окну.

Через пару остановок зашел невысокий мужчина лет пятидесяти, и никто бы не обратил на него внимания до самой конечной станции, если б тот не стал разговаривать с попутчиком, очевидно не знакомым с ним. Говорил он громко, живо, эмоционально и даже немного по-детски. Содержание монолога было доступно всему вагону, и Ангелине в том числе.

«Всё. Псалтирь можно не доставать. Неужели он не понимает, что никто не хочет слушать его рассказов? Неужели он не понимает, что это, в конце концов, неприлично? Голова седая, а ведет себя как ребенок», – пристально глядя на «соловья», размышляла она.

С каждой остановкой вагон всё наполнялся: редко кто выходил на станциях, большая часть пассажиров направлялась в город. Ангелина продолжала смотреть в окно, но мир и спокойствие покинули ее. «Соловей» уже успел рассказать попутчику о своей жене, которая умерла два года назад, о своих детях, доме, про огород и большую клубнику, которая вот-вот пойдет.

За час до города в вагон подсел еще один «привлекательный» персонаж – молодая женщина 30–33 лет. Сбитое тело особенно подчеркивала короткая черная юбка до середины бедра и обтягивающая майка с коротким рукавом. Села девушка напротив Ангелины.

«Нашла же, где сесть! Ну ничего, пусть смотрит на меня своим недовольным взглядом, на мою длинную юбку в пол, на платок… Буду для нее как антипод, как безгласная проповедь того, как должна выглядеть женщина, – успокаивала себя Ангелина. – Куда бы глаза свои деть? Ах да, у меня же есть книга!»

«Осуждая других, человек дает диаволу право его терзать. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым»

Ангелина радостно расстегнула рюкзак и достала из него третий том «Слов» святого Паисия Святогорца о духовной борьбе. Отложив закладку на 20-й странице, принялась читать:

«– Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой книге Маккавейской, говорится следующее: “Благочестивый помысел не искоренитель страстей, а их противник”. Что это значит?

– Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысел не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть…

Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет благодать от Бога. А посредством “левых” (недобрых) помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека.

– То есть, Геронда, осуждая других, человек дает диаволу право его терзать?

– Да. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос: “Не судите на лица, но праведный суд судите” (Ин. 7: 24). А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова».

На этих словах Ангелина резко оборвала чтение, закрыла книгу и повернулась к окну. Что-то кольнуло ее изнутри и заставило съежиться. Мысли в голове оживились, побежали и хотели бы вырваться из черепной коробки, но, ударяясь то о лобную долю, то о затылочную и височную, отскакивали обратно. Эти слова привели ее в замешательство, растревожили и смутили. Эти слова обличали ее…

Ангелина невольно перевела взгляд на «металлиста», еще раз посмотрела на его гитару, ботинки и кожаную куртку. «А что, если он носит “вездеходы”, потому что это удобно и практично, а кожаная куртка просто согревает в сегодняшнюю прохладную Троицкую субботу? Что, если он едет в город на выходные дни, чтобы, играя в переходе, подзаработать немного денег для своей семьи? – с сожалением и стыдом думала она. – А этот бедный “соловушка”, который похоронил свою родную жену… теперь ему очень одиноко, электрички и разговоры про клубнику для него, может быть, единственный способ отвлечься от гнетущих дум. А моя попутчица, сидящая напротив! Ее лицо показалось мне недовольным, но, может быть, это вовсе не недовольство и злость, а скорбь? Что, если она несет такой тяжелый крест, посильный только ей одной? Вдруг она еще не знает Бога, не знает, где искать утешения, помощи, спасения, и от этого ей еще тяжелее?..»

Ангелине было совестно за себя, за свои грязные мысли и осуждение, да еще и по пути в церковь. Она снова и снова смотрела на «соловья», «металлиста» и «сбитую барышню», и с каждым взглядом попутчики становились роднее и уже не раздражали ее. Совсем. До конца поездки время Ангелина провела в думах, по-прежнему укоряя себя, что так легко оступилась и даже не заметила этого, если б не Паисий и безграничная милость Божия…

Перед праздничной службой Ангелина успела исповедаться, и ей стало легче. Богослужение пролетело как один миг, душа отогрелась, и сердце наполнилось. Повидав своих знакомых и поздравив их с Пятидесятницей, Ангелина отправилась обратно, на станцию «1357-й км».

Анна Ткачева

Православие.Ru




Поделиться в соцсетях:


Последние статьи:

Thumb 303890.p
«ПАПА, КУПИ МНЕ БУЛОЧКУ…» Новые истории о чудесах преподобного Гавриила (Ургебадзе)

Дочка не могла разговаривать, произносила только звук «у» – так она старалась сказать нам, чего она хочет и что ее беспокоит. Обошли всех врачей города, но результата не было. И вот мы направились на могилу старца Гавриила…

Thumb 300048.p
Лестница вниз

Это война, пробравшаяся внутрь человека, как червяк в яблоко. Это планомерные и управляемые процессы разрушения человека и его деградации.

Протоиерей Андрей Ткачев

Thumb 301058.p
Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил?

Ты, Константинополь, знаешь, что такое скорбь разделения. Зачем же эту боль причиняешь другим? Зачем пытаешься отсечь от Церкви-матери дорогих ее сердцу чад?

Священник Валерий Духанин

Thumb 300372.p
Обман себя страшнее проказы: история наших дней

Лицо больной было изъедено язвами, уже ничто не помогало – и она, долгое время ходившая к пятидесятникам, решила пойти в православный храм.

Священник Валерий Духанин



Смотрите также:



На главную страницу   Другие православные статьи