Я считаю, что думать, рассуждать и принимать решение может только головной мозг, а не сердце.

Категория вопроса: Священное Писание и толкования, Суеверия и заблуждения

Спрашивает: Сергей

Вопрос:

Здравствуйте, отец Дмитрий! Спасибо за ответы! Очень убедительно! Позволю не согласиться с вами по третьему вопросу о том, где в теле человека обитает душа. Я считаю, что думать, рассуждать и принимать решение может только головной мозг, поскольку в сердце нет нейронов. Когда человек говорит, что "Я сердцем вижу" или "Мне сердце подсказало" - это всё иносказательные выражения. Мозг командует только телом. А вот мозгом командует ДУША, которая через органы чувств или через мысли получает или бесовские соблазны, или Божью благодать. И далее мозг даёт команду на исполнение своему орудию - то есть телу. Отсюда и все особенности поведения человека - преступления или добрые дела. Но может я и ошибаюсь в своих суждениях. Мой вопрос о том, что значит общаться с Богом? Любое общение предполагает ДИАЛОГ. А у меня выходит вот как. Прихожу я в церковь, прочитаю молитву, попрошу о чём-то. А что в ответ? А в ответ я только слышу свой собственный внутренний голос, особенно когда выхожу из церкви - А усердно ли я молился, или без внимания и рассеянно? А угодны ли Богу мои просьбы? А правильно ли я поступил в какой-нибудь жизненной ситуации? Так какой же это диалог? У меня выходит односторонний монолог с самим собой. Другое дело, когда человек приходит на исповедь. Тогда он слышит прямую речь священника, который может задавать наводящие вопросы, и в конце исповеди скажет, что человеку отпускаются грехи. Вот это уже диалог. Я слышал, что прямые ответы от Бога могли получать только великие святые, да и то не всякий раз.

Вопрос задан:
11 апреля 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

По поводу обитания души в сердце человека предлагаю выписку из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Размышления о бессмертной душе», где приводятся высказывания святых отцов на эту тему.

 О сердце человеческом

Бог даровал человеку бессмертную, разумную душу, и пребывает она в нашем теле в сердце.

Духовный опыт святых отцов свидетельствует, что именно сердце, а не разум чувствует присутствие Божие.

Из Священного Писания мы узнаем, что сердце есть орган наших желаний, источник воли и добрых (или злых) намерений наших. Из текстов Священного Писания видно, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется поведение человека и выбор им жизненного пути.

Именно сердце, а не ум (как пытаются доказать психологи) мыслит, размышляет, познает.

И новейшие исследования науки дают нам право считать сердце не только органом кровообращения, но и органом чувств.

Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше, чем наука. О сердце речь чуть ли не на каждой странице Библии, и ему придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовного воздействия.

И самое главное – сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания. Именно сердце обладает способностью ощущать Бога. Почти у всех людей есть способность иная, чем познание пятью чувствами. И чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания.

«Было в сердце моем как бы горящий огнь» (Иер.20:9).

Откуда этот огнь? Вам отвечает преподобный Ефрем Сирин: «Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе».

И можно сюда прибавить еще: «Созерцает Его без очей по слову Христову» –«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8).

Святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) считает сердце органом чувства и высшего познания.

Он пишет: «В сердце есть множество струн и даже тончайших, чутко улавливающих все доброе и истинное, звучащих протестом против злого и неискреннего».

Именно сердце его тончайшими струнами имеет общение с Самим Богом в молитвах и откровениях, и через наше многострунное сердце говорит нам тихий голос совести.

Сердце – есть корень жизни (святитель Феофан Затворник), оно возбуждает к деятельности прочие силы. Казалось бы, следовало отдать полную власть ему над управлением жизнью (как это и бывает у многих), но страсти часто увлекают сердце в ненужном направлении, и потому только люди, очистившиеся от страстей, могут дать волю всецело своему сердцу.

В сердце же и корень греха.

«От сердца исходят помышления злые» (Мф.15:19). Для сердца, оскверненного грехами, тяжка мысль о Боге. Поврежденное грехом сердце не пойдет туда, где говорят о Боге. Оно не любит Бога, а боится Его. Такое сердце старается помрачить и затмить очи ума, усиливается заглушить голос совести, громко говорящий о Боге, и нередко успевает в этом и доводит человека до безумия: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13:1).

Сердце – центр физической жизни человека, и по связи душевной деятельности с физической оно же, как объединение душевных способностей, есть центр сознательной душевной деятельности. В нем формируется личность человека, и, когда душевная жизнь человека сложилась, тогда сердце делается регулятором добра и зла.

Сердце разносит кровь по организму, давая ему здоровье или болезнь, оно же в душевной жизни является проводником сил добра или зла. В тайниках сердца складывается добро человека или порок.

Преподобный Макарий Великий говорит: «Сердце правит всем, и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами душевными... там убо должно смотреть, написана ли благодать закона духа».

Все люди, живущие глубочайшей духовной жизнью, по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота... всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. И напротив, воздействие на сердце духа злобы рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод, безотчетное беспокойство.

«Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем, – говорит святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), – что сердце может воспринимать вполне определенные внушения, прямо-таки глаголы Божии. И это не только удел святых». «И я, – продолжает Владыка Лука, – подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая Священное Писание, я вдруг получал потрясающие ощущения, что эти слова Божии обращены непосредственно ко мне...».

Сердце не только воспринимает воздействие Духа Божия, но, как центр нашей духовной жизни, совершенствуется и направляется к богопознанию (В притче о сеятеле Сам Господь говорит, что семя слова Божия сеется в сердце человеческое).

Сердцем осуществляется высшая функция духа человеческого – вера в Бога и любовь к Нему. Сердце есть средоточие любви. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк.6:45). В сердце нашем произрастают добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение; оно вместилище веры. Чистое сердце – это наше богатство, это наша слава.

Поэтому оно и является местом пребывания нашей души.

Поэтому и просим мы: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Чистое сердце – Храм Божий, и Дух Божий живет в нем (1Кор. 3, 16).

Как уже было сказано, что сердце, а не ум – мыслит, размышляет и познает.

И преподобный Исаак Сирин учил, что «ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень».

Сердце обладает способностью само получать из духовного мира ощущения высшего порядка и передавать их уму (в мозг). Мы знаем, что человек часто интуитивно чувствует многое из того, что необъяснимо нашим умом. А интуиция и есть познание сущности вещей не умом, а сердцем. Сердцем человек ощущает все, как прекрасное и приятное, так и неприятное.

Сердцем же ощущает и Бога – высшую красоту. Любовь в сердце человека начинается от познаний ума о Боге... Когда сердце полюбит Бога, оно начинает стремиться к Нему, и в человеке все более и более умножается и утверждается ведение о Боге. Но для познания глубин Божиих – необходимо сердце чистое, насколько это возможно человеку, как созданному существу.

Сердце, любящее Бога, укрепляет волю человека, утешает его на тяжком пути, побуждает человека к исполнению нравственного долга, деланию добра ближним и даже врагам. Ведь только любовь способна на удивительные подвиги самопожертвования.

Как видим, именно желаниями и стремлениями нашего сердца определяется наше поведение в жизни, выбор жизненного пути.

Однако не одни добрые мысли, стремления и пожелания рождаются и проникают в наше сердце. Там часто возникают и противоположные чувства. Но об этом разговор будет потом.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «... ты знаешь, как сердце быстро, далеко и ясно видит (особенно предметы мира духовного), заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце – око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит.

У святых Божиих это око душевное доведено еще при жизни до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, – оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения.

Поэтому-то святые Божии видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды...»

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/razmyshlenija-o-bessmertnoj-dushe/#0_14

По поводу отсутствия в Вашей молитве ощущения диалога с Господом, скажу следующее. Вам нужно познакомиться с законами правильной молитвы. Бесплодность молитвы, не чувствие ответа со стороны Бога, происходит от нарушения этих законов. На мой взгляд, наиболее подробно и доступно эти законы раскрываются в творения святителя Игнатия Брянчанинова, особенно в его втором томе: «Аскетические опыты», в главе: «О молитве». https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/10

 Почитайте, пожалуйста, возможно, кое что для Вас прояснится.





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте, батюшка! Можно ли сказать, что до грехопадения законы физики были другими, чем сейчас?
Здравствуйте. Помогите разобраться с некоторыми вопросами догматического характера: верно ли я о них рассуждаю?
Здравствуйте, батюшка! У меня к Вам вопрос: можно - ли использовать текст из второй Маккавейской книги, глава 15, стих 22, при чтении молитвы за Россию, и не согрешила - ли я?
В 431 году 3-й Вселенский собор Эфесский запретил изменять Символ Веры. В 1666 году Архиерейский собор РПЦ изменил Символ Веры. Вопрос: Кто нарушил постановление Вселенского Собора: новообрядцы или старообрядцы?
Здравствуйте. Меня зовут Тимур. Мне 10 лет, и я Мусульманин. Вчера ночью мне приснился страшный сон, где я видел Иисуса, который напал на меня. К чему это? Мне очень страшно.
Здравствуйте батюшка. Я совершил грех: я напился и пьяный громко роптал на Бога перед иконой Иисуса Христа. Что мне делать, чтобы быть прощеным?
Здравствуйте, Батюшка! Я страдаю навязчивыми мыслями. Что нужно делать при этом? И могут – ли эти мысли мне сделать плохо, если я их проигнорирую?
Добрый день! Я изменила мужу. Теперь чувствую себя виноватой. Подскажите, что мне делать? Я окончательно запуталась.
Мне приснился сон, где Иисус шел по пустыне. Там ещё были какие - то дети, и крыса. Их всех преследовал сатана! Что примерно этот сон значит? Или это просто обычный сон?
Здравствуйте! Мне 14 лет, я хочу принять христианство. Мама и папа будут очень против, и не дадут мне это сделать. Как принять христианство тайно?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.