Спрашивает: Александра
Вопрос:
Вопрос задан:
19 апреля 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Для того, что – бы принять Таинство Крещения, в настоящее время существует обязательная подготовка к нему, называемая оглашением. Она проводится с крещаемым (если это взрослый) или с его родителями и крестными (если крестится младенец) «Оглашение» – буквально «устное наставление в основах Православной веры». Оно включает в себя интеллектуальную и духовную подготовку. Интеллектуальная подготовка выражается в посещении огласительных бесед в любом храме и знакомстве с основами Православной веры, с сущностью Таинства Крещения. Необходимо так – же, дома прочитать Евангелие от Марка, выучить «Символ Веры» и молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево, Радуйся…». Духовная подготовка включает посещение храма и участие в Богослужении, что необходимо для получения человеком личного опыта Встречи с Богом, без которого знание тонкостей вероучения - мало полезно. По благословению епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила, в храмах нашей епархии проводится от четырех до двенадцати огласительных бесед. Многие люди возмущаются этим и говорят: «Зачем всё это нужно?» Во – первых, оглашение – прямая заповедь Иисуса Христа, сказавшего Апостолам: «Итак, идите и научите все народы, крестя их…» (Мф. 28.19). Во – вторых, практика Крещения сейчас в большинстве случаев профанируется людьми. Крестят, как правило, в лучшем случае для того, что бы был повод отметить (крещение по традиции). В худшем – по разным магическим мотивам: для здоровья, на удачу, для защиты от порчей и сглазов и т. д. А где – же здесь место Иисусу Христу, живым отношениям с Ним, жизни по Евангелию, Спасению? В Александрии в первые века существования Христианства был такой случай. Началась эпидемия, многие умирали. И люди, не планировавшие принимать Крещение, из страха смерти стали креститься. Умирали и они. И тогда епископу Александрии было откровение, в котором Бог сказал: «Зачем вы посылаете Мне пустые мешки?» Вот такими пустыми мешками и бывают люди, принимающие Крещение или крестящие своих детей, но реально не входящие в жизнь Церкви. А ответственность перед Богом за эти Крещения несет священник. Ап. Павел в послании к Тимофею наставляет: «Руки не возлагай ни на кого поспешно и не делайся участником чужих грехов» (1 Тим.5, 21). Поэтому, Церковь, пытаясь свести к минимуму такие бесплодные Крещения, и оглашает приходящих. Кстати, у Баптистов, Крещение и в советское время и сейчас предваряется обязательным оглашением, и никто этим не возмущается. Мы - же Православные, привыкли креститься и не вдумываться и не исповедовать свою веру. Поэтому, крещеных много, а ходящих в храмы, живущих по Евангелию, верных людей – мало. Что – же касается вопроса: могут – ли родные сестры быть друг у друга крестными? – Нет, потому, что здесь происходит смешение духовного родства, в которое вступают крестный и крещаемый, с физическим.