Спрашивает: Сергей
Вопрос:
Вопрос задан:
07 апреля 2020
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Она берёт свое начало в богословском осмыслении грехопадения человека и его искуплении. Человек пал целиком, и душой, и телом. И спасению подлежит не только его душа, но и тело. Тело, как и душа, должно участвовать в процессе усвоения плодов Искупительной Жертвы Христа. Отсюда повеление апостола Павла: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Участие тела в процессе спасения, в Православной традиции выражается в следующем: в принятии человеком Евхаристии, делающей нас со – телесными Христу. В дисциплине постов (вспомним, что Адам пал, нарушив заповедь о посте). Сюда – же относится и утруждение тела стоянием на молитве, поклоны и крестное знамение. Всё вышеперечисленное необходимо для победы над греховными влечениями нашего тела, и торжества высших, духовных устремлений. Апостол Павел о борьбе христианина с телесными страстями пишет: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
Что касается возможности сидеть за богослужениями, даже в храмах Афонских монастырей для этого предусмотрены стасидии – сидения, расположенные вдоль стен храма, с высокими подлокотниками, опираясь на которые можно отдохнуть от телесного напряжения. Так что, сидеть в храме можно, но нужно делать это с рассуждением, чтобы под видом усталости не культивировать в себе лень.