Является - ли вступление в повторный брак грехом?

Категория вопроса: Венчание, брак

Спрашивает: Ольга

Вопрос:

Здравствуйте. Хотелось прояснить вопрос про брак. Апостол Павел говорит, что жена связана с мужем, доколе жив ее муж. В Евангелии: что Бог сочетал, того человек да не разлучает, кто женится на разведённой, тот прелюбодействует. Получается, что по какой бы причине не расстались люди и которые нашли себе других супругов, они будут прелюбодействовать, причём не важно, кто виноват в разводе, если с другими живут. Сейчас можно повенчаться второй раз при живом муже/жене. Даже если люди каются в развале брака, ведь продолжая жить в другом браке, все равно продолжается и прелюбодеяние. Не может так оказаться, что такие второбрачные повенчанные люди, окажутся в вечности прелюбодеями? Св. Иоанн Златоуст говорит, что Бог будет судить не по человеческим законам. С гражданской точки зрения, можно несколько раз менять супругов, но ведь и венчают второй раз. Не совсем логично, если второй брак нельзя, то почему есть венчание для второбрачных?

Вопрос задан:
08 января 2022

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Ясно, что отношение Церкви ко второму браку определяется словами Господа: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Добавим, что поскольку муж и жена становятся одною плотью (Мф. 19, 5), то эти слова имеют и обратную силу —девушка или женщина, выходящая замуж за разведенного, подлежит тому же определению Господа, что и мужчина, который на ней женится[1]. Свт. Григорий Нисский пишет об этом: «Человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Фес. 4:4), тому закон естественный предоставляет его праведное употребление. Но если кто обратится не к собственному, такой, без сомнения, похитит чужое. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное… Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и берущий несобственное очевидно берет чужое»[2].

            Иначе обстоит дело в случаях, если человек овдовел. Вступление в повторный брак после смерти жены или мужа нигде в Евангелии не названо прелюбодеянием. Так апостол Павел пишет в послании к Римлянам: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3). Впрочем, церковная традиция ставит «честное вдовство» выше счастья вдовцов в повторном браке, и потому запрещает жениться вновь овдовевшим священнослужителям под страхом извержения из сана.

Но вернемся к браку после развода.  С самых давних времен Церковь по снисхождению к человеческой немощи допускала повторные браки. В то же время правила обязывали священника отклонить приглашение на повторную свадьбу: «Пресвитеру [священнику] на браке двоеженца не пиршествовать. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы подобные браки?» [3] Второбрачные подлежали отлучению от Причастия на год и более. В наше время эта мера не практикуется, зато сохранился и используется чин венчания для второбрачных, включающий в себя ряд покаянных молитв.

При вступлении в третий брак срок епитимии увеличивался. «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности [греха], — пишет свт. Василий Великий.  — Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года (нужно помнить, что сроки отлучения от Причастия в современной церковной практике сократились во много раз! Авт.), и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или, скорее, наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, переменившей пять мужей, говорит: тот, которого ныне имеешь, тебе не муж (Ин 4. 18), показывая этим, что переступившие предел второбрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния [в храме], но удерживать от приобщения святыни, и только после этого, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения [допускать до Причастия]»[4].

В другом месте свт. Василий отзывается о третьем браке еще более строго: «На троебрачие нет закона: поэтому третий брак не составляется по закону. На подобные дела смотрим, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению их не подвергаем, как лучшие, чем распутное любодеяние»[5].  Четвертый и последующие браки свт. Василий называет многобрачием, говоря, что о нем «Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому», и что ему «этот грех представляется тягчайшим блуда»[6].

            Итак, Церковь по снисхождению к нашей немощи допускает повторный брак и даже венчает его. Многие нашли семейное счастье именно во втором браке. Впрочем, по статистике вторые браки распадаются чаще, чем первые, и спасение души явно важнее, чем счастье. Но если вы по тем или иным причинам остались в одиночестве и рядом появляется человек, с которым вы хотите связать свою жизнь в новом браке, то вы можете это сделать…  Ясно осознавая, что Господь в Евангелии этот путь не называет лучшим и благословляет его через повторное венчание затем, чтобы сохранить нас от худшего, то есть от внебрачного сожительства. Четвертый же брак, согласно Правилам и Святым Отцам, не лучше блуда и потому совсем не благословляется Церковью.





Последние вопросы и ответы

Почему воскресшие праведники не будут умирать, ведь они воскреснут в теле, пусть и в не совсем материальном?
Здравствуйте. Говорят, что вибрации звука от колоколов могут исцелять от некоторых болезней и влиять положительно на самочувствие людей.
Добрый день. Можем - ли покрестить нашу дочь, если мы с мужем находимся в гражданском браке?
Как относиться к снам?
Здравствуйте. Я - мусульманка. Но я люблю христианство, хочу его принять, а дальше вести духовную жизнь. Если я это сделаю, то в этом не будет греха?
Может - ли представитель другой христианской церкви посетить православную, и участвовать там на служении? Важно - ли для православных: католик ты, или протестант?
Как можно изгнать чужие мысли?
Я пыталась бороться с порчей: исповедалась и прочистилась, но не помогло.
Здравствуйте, меня зовут Снежана. Мне 19 лет, и я хочу принять Христианство. Что для этого нужно?
Я поверил в Бога, когда стал писателем. А может - ли человек поверить в Бога, став ученым?



Смотрите также: