Спрашивает: Герман Басалько
Вопрос:
Вопрос задан:
26 сентября 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Здравствуйте, Герман. Да, в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл раскрыл не своё частное мнение, но учение Церкви: если христианин, движимый чувством долга, необходимостью исполнить присягу, остается верным своему призванию и погибает при исполнении воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому Церковь верует, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил прежде.
Перейдем теперь к Библейскому обоснованию этой концепции. Она покоится на словах Господа Иисуса Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.12:13-15). И воин, на поле брани подставляя свою грудь под пули за тех, кто не может сам себя защитить (дети, женщины, старики), полагает за них свою душу, и тем являет им, по заповеди Христа, свою жертвенную любовь. И такая жертва, естественно, предполагает для самого жертвователя очищение его грехов, ибо приносится эта жертва во имя любви.
Что касается Искупительной Жертвы Христа, жертва воина не вступает с ней в противоречие. Напротив, Спаситель принес Себя в Жертву, как образец для подражания. Другое дело, что далеко не у каждого христианина хватит сил и мужества себя в такую жертву принести. Вас смущает вопрос о том, что лишь Жертва Христа способна очищать человеческие грехи. Но Сам Спаситель считал мученичество, которое тоже есть жертва, способом приобщиться к плодам Его Жертвы. Он сказал апостолам: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» Мр.10:38-39). Речь здесь идет о крещении кровью, то есть, о будущей мученической кончине апостолов. Потому Церковь и учит: те, кто идет таким путем, и жертвует собой ради слабых и беззащитных, своей кровью омывает собственные грехи. Те, кто не способен на такой подвиг, имеют другие средства, позволяющие приобщиться к Жертве Христовой: Исповедь и Причастие.