Спрашивает: Виктория
Вопрос:
Вопрос задан:
10 января 2023
На вопрос отвечает: Священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дух, согласно святоотеческому истолкованию, это, во - первых, бессмертная, нематериальная человеческая личность, иногда именуемая душой. В этом смысле, апостол Павел перечисляет три составных элемента человеческой природы: "и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес.5:23). Тело здесь - физиология, душа - психика, которой обладают и животные, а дух - бессмертная личность человека. Во - вторых, дух - это общее направление человеческой деятельности, осуществляемой, либо в сторону греха, либо в сторону праведности, а так - же состояние освящения, или соединения человеческой личности с Духом Святым. Отсюда представление о душевном и духовном человеке. Об этом, тот - же апостол пишет следующее: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор.2:14-15).
Словосочетание "сильный духом" не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. Библейский язык образный, поэтический, но при этом очень точный. Понятия и выражения самым определенным образом характеризуют духовные реалии. Вместо термина "сильный духом", в Писании мы находим термин "мужественный". Господь говорит сынам Израилевым: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою не отступит от тебя и не оставит тебя» (Вт.31:6). Бог повелевает приемнику Моисея Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:9). Мужество означает внутреннюю крепость (в противоположность безволию, растерянности) и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. У библейских праведников, а позже у христиан мужество всегда имело и имеет в своей основе глубокую и сильную веру: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;» (Евр.11:32-34). Св. апостол призывает: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Понятием "мужество" пользовались святые отцы-аскеты: «Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его…». (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 4). Здесь мужество - это неуклонное следование за Христом.