Спрашивает: Елизавета
Вопрос:
Вопрос задан:
30 мая 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Прежде всего, давайте выясним, что такое вера в Бога, вера во Христа? В представлении значительного числа людей, в том числе и христиан, веровать в Бога значит рационально признавать Его существование. Веровать во Христа значит тоже признавать, что Человек по имени Иисус действительно жил в Палестине 2 тысячи лет назад. Совершенно другие критерии веры представляют нам Отцы Церкви. Святитель Игнатий Брянчанинов, резюмируя позицию по этому вопросу древних Отцев, о спасительной вере во Христа пишет следующие неожиданные для нас вещи: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» (IV,227). «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» (IV,378). В приведенных словах невольно обращает на себя внимание мысль о том, что сознание своей греховности и проистекающее из него покаяние являются первым условием принятия Христа. Не рациональная вера в то, что Христос приходил в этот мир и всё за нас совершил является началом нашего обращения ко Христу, ибо и «бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19), а познание «своей греховности, своего падения» рождает истинную веру в Него, ибо «не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа». А почему так? Дело вот в чем: как телесно больной человек, не чувствующий своей болезни, не торопится идти к врачу, так и человек больной страстями, но не видящий их… не нуждается во Христе, хотя рационально и может признавать Его бытие. Как же рождается это спасительное видение грехов своих? Ответ на этот вопрос находим в высказывании преп. Симеона Нового Богослова: «Тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощи», то есть, открывает человеку его действительное горестное состояние глубокого поражения души страстями. Отсюда в нем рождается покаяние и смирение – единственная дверь, через которую Христос может войти в него и совершить исцеление и спасение. Вот что об этом пишет святитель Игнатий: «Смирение и рождающееся из него покаяние — единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние — единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние — единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние — единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50:18-19). Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами» (IV,182-183).
Теперь, с точки зрения святоотеческого учения о спасающей вере во Христа, можно вернуться к ответу на Ваш вопрос: от чего зависит сила веры? - Сила веры зависит от нашего понуждения себя к тщательному исполнению заповедей Божиих. Это делание должно привести к дарованию человеку первого дара Духа Святого – дара познания себя, рождающего смирение и покаяние. И в какой мере человек приобретет смирение, или нищету духовную, в той он и получит от Бога силу веры, как Вы пишете, или спасительную веру во Христа.