Здравствуйте, батюшка. Помогите разобраться: я слышу, что истина только в Православии. Но ведь многие православные от Крещения до отпевания не посещают церковь. Неужели лучше быть далёкими от Бога захожанами, нежели найти Отца Небесного в другой церкви?

Категория вопроса: Другие религии

Спрашивает: Анна

Вопрос:

Здравствуйте, Батюшка. Пожалуйста, помогите разобраться, не с точки зрения религиозных взглядов, а с точки зрения истинного Божьего учения. Только ли православное христианство правильный путь веры? Я знаю о других направлениях христианства, и их ответвлениях, и очень хочу понять. Если люди ходят в "ЦХМ" (церковь христианской миссии) ранее ("Исход") протестантское течение, их главой кажется является Ряховский - законно представляющий протестантов нашей страны, и они исинно читают библию, стараясь принять и применить божье слово в жизни, строят семьи на верном основании, не вступают в близость до брака, помолвка только после благословения пастора, посещают воскресные служения, проводят занятия с детьми, ставят христианские сценки, стараются всецело жить в христианской жизнью, отказаться от всякого греха, побороть зависимость, проводят домашние группы, посещают семинары и конференции, постоянно находятся в общении с верующими. И их сердца наполнены Божьим присутствием. Молятся они простыми словами ко Христу и поют псалмы под обычную музыку. С моей стороны было удивительно и прекрасно видеть такую веру и духовно - нравственные ценности, люди верят в Бога, и внимают учению, доступно и понятно проходит и прославление и проповедь. В семьях нет мата, измен и др. Разве это все грех для Бога, если люди признают Христа, но их сердец коснулся Бог в церкви, где отличается вид подачи учения? Многие православные действительно от крещения до отпевания не посещают церковь, или посещают, но не понимают ничего из того что произносится… Другие, как в моем городе, ездят к Батюшке за благословением выпить энергетик или что по крепче. Я не сколько не против православных, и других двух направлений, но неужели человек не может быть в церкви, где он нашёл Бога? Если люди действительно имеют постоянную молитвенную жизнь и Бог отвечает и благословляет, столько чудесных свидетельств Божьих просто не счесть. Что видно, как они горят и живут для Бога, несут благую весть и проповедуют, помогают спастись и Он отвечает им. Естественно они против Хэллоуина и прочего. Только жизнь согласно Писанию, смотрят христианские фильмы. Для Бога это все грех, истина только Православие? Лучше быть далёким от Бога и пусть как большинство быть захожанами, нежели найти Отца в такой церкви? Или только полное смирение перед Православием?

Вопрос задан:
17 августа 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

Здравствуйте, Анна. Спасибо за интересный и актуальный вопрос. Вы спрашиваете о том, в какой христианской Церкви находится истина: только ли в Православии, или ей обладают и другие христианские направления, например Церковь христиан веры Евангельской (пятидесятников), возглавляемая С.В. Ряховским? Другими словами, Вас интересует вопрос о критериях истинной Церкви. Давайте будем рассуждать и вместе искать ответ на него.

 

Действительно, причастность человека подлинной Церкви является очень важным условием принятия спасения. Сам Христос говорит о значении Церкви: «Если же не послушает их (свидетелей), скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). А апостол Павел прямо пишет о том, что спасение возможно лишь в Церкви: «Христос – Глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Церкви)» (Еф.6:23). Тот – же апостол называет Церковь «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Значит, кто вне подлинной Церкви, тот – вне истины. Церковь – «тело Христово» (1 Кор.12:27). Значит, кто вне Церкви, тот - вне Христа. Святые отцы говорят ещё ярче. Так, святитель Киприан Карфагенский (3-й век) учит: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

 

И для определения подлинной Церкви среди множества церквей, нам потребуются критерии. Какие критерии Вы предлагаете в своем вопросе?

 

Первый критерий:

Подлинная Церковь живёт строго по Писанию.

 

А Вы не задавались простым вопросом: почему у всех христианских конфессий Писание одно, а его понимание подчас диаметрально противоположно? Например, традиционные христиане учат о Триединстве Бога, а «Свидетели Иеговы» на основе Писания утверждают, что эта истина…от сатаны.

«Свидетели Иеговы», Мормоны в доказательство своего учения и своей жизни тоже приводят тексты из Писания. Можно ли на этом основании их организации считать подлинной Церковью? Другими словами, Писание нуждается в правильном истолковании. Его знание по букве ещё не гарантирует знания по духу. Таким образом, выходит, что критерий «подлинная Церковь та, что живёт по Писанию» не достаточен для определения этой Церкви.

 

Критерий второй:

Подлинная Церковь состоит только из нравственных людей: среди них крепкие семьи, нет разводов, нет матов, нет блудных связей, хорошо воспитывают детей, и прочее.

 

Снова зададимся вопросом: есть ли среди атеистов, буддистов, мусульман, язычников нравственные люди? – Конечно, есть. Делает ли нравственное поведение взгляды этих людей автоматически истинными? – Ответ очевиден: нет!

 

Взгляд на земную Церковь, как на сообщество лишь «возрождённых» людей, как учат протестанты, противоречит учению Христа, Который земную Церковь в притчах уподобляет полю, на котором до жатвы (Страшного суда) растут вместе пшеница и сорняки; неводу, поймавшему съедобных и не съедобных рыб, которых рассортировали лишь на берегу (опять образ Страшного суда), и хорошую сложили в сосуды, а худую выбросили вон.

Если к оценке Апостольской Церкви первого века подойти с точки зрения «нравственного» критерия, то придется не признавать её Церковью Христа потому, что среди её членов были явные грешники. Это и коринфский кровосмесник, Диотреф (3Ин. 9), Димас (2Тим. 4:10). Ап. Иаков вопрошает христиан: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.3:14). Были в христианских общинах и люди… «нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству…» (Иуд.1:4).

 

Выходит, что и нравственный критерий сам по себе не достаточен для определения подлинной Церкви.

 

Кроме того, нравственность не есть неизменное качество, приобретаемое раз и на всегда. У каждого человека бывают, как подъёмы, так и спады в нравственном состоянии. И потому, если я замечаю, что год назад моя христианская община была благочестивей той, что напротив. А теперь я вижу, что в моей “церкви” есть ряд недостатков, которых нет в “церкви” напротив, неужели я должен менять “церковь”?

 

Критерий третий:

 

Подлинная Церковь там, где тебе открылся Господь.

Речь здесь идёт о духовных переживаниях верующих, которые в Вашем вопросе обозначаются так: «их (пятидесятников) сердца наполнены Божьим присутствием».

 

Но глубокие чувственные переживания сверхъестественного есть не только во всех христианских конфессиях, но и в язычестве, оккультизме, спиритизме и т.п. Значит ли это, что и не христианские религиозные верования можно считать истинными лишь по факту наличия у их адептов мистических переживаний?

 

И потом, такие переживания субъективны: они находятся внутри человека. Как определить их наличие, а главное – доброкачественность? Ведь не только Бог может быть источником мистического опыта. А потому, для того, чтобы определить их подлинность, нужен объективный критерий, то есть, находящийся вне человека и имеющий возможность проверки.

 

Отсюда вывод: «чувственный» критерий поиска истинного христианства не только негоден для определения истины, но и может быть опасен.

 

Критерий четвёртый:

 

Подлинная Церковь там, где успешно миссионерство. Вы, дорогая Анна, этот критерий обозначили такими словами: в церкви Пятидесятников «проводят домашние группы, посещают семинары и конференции».

 

Если буквально следовать данному критерию, то мы должны будем признать истинной Церковью…Мормонов, ибо эта «христианская» конфессия наиболее успешна в проповеди: их ежегодный прирост за границами США составляет 500 000 адептов. Неужели миссионерская хватка – это и есть благословение Божие?

 

Ещё одна наглядная иллюстрация: в «советский период» агитационный аппарат партии значительно опережал аналогичную ветвь в Православной Церкви, это ведь не значит, что учение компартии вернее?!

 

Весь вопрос заключается в том, ЧТО проповедуется? – Если – заблуждение, то такое миссионерство не только бесполезно, но и вредно. Об этом, например, предупреждал апостол Павел: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:9).

 

Кроме того, периоды миссионерского подъёма и спада бывают во всех конфессиях! Так неужели истина в разное время – разная (в зависимости от ныне процветающей “церкви”)?

 

Если все вышеприведённые критерии определения истинной Церкви оказались недостаточными, тогда какие же критерии могут безошибочно на неё указать?

Таких критериев два. Это: НЕПРЕРЫВНОСТЬ, и НЕИЗМЕННОСТЬ.

 

Первый критерий: НЕПРЕРЫВНОСТЬ.

 

Подлинная Церковь Христа должна существовать в истории непрерывно со дня Пятидесятницы и доныне. О непрерывности бытия Церкви предсказывал пророк Данииил: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2:44). Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). А так – же апостол Павел: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф.3:21). Те конфессии, которые не могут показать непрерывную цепь своих предшественников в каждом предыдущем столетии вплоть до времени апостолов, не могут быть названы Церковью. Согласно первому критерию, все протестантские направления, возникшие от 16 века и позже – не Церковь.

 

Второй критерий: НЕИЗМЕННОСТЬ.

 

Учение веры, переданное Христом, в подлинной Церкви должно сохраниться неизменным. И те христианские конфессии, которые не могут показать непрерывную цепь своих предшественников, веривших, начиная со 2 - го века вплоть до 21 -го НЕИЗМЕННО ТАК – ЖЕ, как верила Церковь во втором, третьем пятом веках, не являются Церковью. Согласно второму критерию, Церковью не может быть названо Римо католичество, ибо за тысячу лет своего отдельного существования от Вселенского Православия, оно накопило массу НОВЫХ учений, не известных неразделённой Церкви первого тысячелетия. Это и чистилище, и индульгенции, и папская непогрешимость, и многое другое.

 

Среди всего многообразия христианских конфессий, вышеприведённым двум критериям соответствует лишь Православие.

 

НЕПРЕРЫВНОСТЬ:

Лишь В Православной Церкви можно проследить непрерывную цепь предшественников, возводимую к апостолам, и связанных рукоположением. Так, нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл является 176 – м епископом от апостола Андрея Первозванного. Этот список Апостольского преемства можно посмотреть здесь: https://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolskoj-preemstvennosti-osnovannykh-apostolami-pomestnykh-tserkvej.shtml Чем эта преемственность так важна? – Она именуется преемственностью апостольского рукоположения, и свидетельствует о сохранении, или не сохранении священством данной церкви Даров Пятидесятницы, которые апостолы передали своим преемникам – пастырям Церкви через ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян.8:18-19). Апостол Павел наставлял своего ученика Тимофея, епископа Эфеса, говоря: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим.1:6). Если потеряно преемство рукоположения в какой - либо церкви, то нет и Даров Духа, преподаваемых в Крещении, Хлебопреломлении, Браковенчании, и пр. Справедливости ради стоит сказать, что это преемство сохранилось у Римо католиков, Армян, Коптов, Сирийцев. Однако, они потеряли неизменность учения.

 

НЕИЗМЕННОСТЬ:

Православие может показать неизменность своего вероучения на примере цепочки предшественников, которые непрерывно, со времен мужей Апостольских и до наших дней, исповедовали и передавали друг другу неизменными основные истины веры Православной: Христос – Человек и Бог, Евхаристия – подлинные Тело и Кровь Христа, Крещение – рождение от воды и Духа, трехчастность священства (епископы, пресвитеры, диаконы), иконопочитание, молитвы за усопших, и прочее. Неизменность учения в Православии обеспечивается Преданием: действием Духа Святого в истории Церкви, наставляющего Церковь на всякую истину (Ин. 16:13). О Предании апостол Павел учит: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).

 

Именно Предание, как передача опыта духовной жизни во Христе, служит критерием доброкачественности любого мистического опыта. Здесь стоит возвратиться к тезису: «их (пятидесятников) сердца наполнены Божьим присутствием». Как проверить доброкачественность этого опыта? – Преданием Церкви. Отвечая на вопрос: какая вера во Христа спасительна, святитель Игнатий Брянчанинов, один из Отцов Церкви и выразитель её Предания, пишет: «Спасительно верует во Христа лишь тот, кто опытно познал свою греховность, своё падение». В свою очередь познание себя приобретается, по словам преп. Симеона Нового Богослова, «тщательным исполнением заповедей Божиих». И следуя Преданию, можно определённо говорить о ложности духовного опыта пятидесятников, как не соответствующего критерию познания себя. Ведь это спасительное познание приобретается лишь тщательным исполнением заповедей Божиих, а протестантизм в целом отвергает необходимость человеческих усилий в деле усвоения плодов Искупительной Жертвы Христа, и провозглашает принципы: Sola fide («спасение только верой»), Sola gratia («спасение только благодатью»).

Кроме того, именно Предание, как передача вместе с рукоположением Духа Утешителя, является ключем к верному истолкоапнию Писания, и все протестантские конфессии, провозгласившие своим принципом Sola Scriptura (Только Писание), и отрицающие Придание, этого ключа не имеют.

В заключении, возвращаясь к поставленному Вами вопросу, кто лучше: православные захожане, бывающие в храме лишь на Крещении и отпевании, или искренно верующие протестанты, отвечаю: ни те, ни другие. «Православные» потому, что номинальные. Нео протестанты потому, что не принадлежат к Церкви.

Надеюсь, дорогая Анна, мне удалось ответить на Ваш вопрос: где истинная Церковь.

 





Последние вопросы и ответы

Здравствуйте. Моей дочери 15 лет. С 13 отказывается ходить в церковь. Будет - ли для нее вредно посещение молодежного собрания протестантов с целью приобретения трезвой компании друзей?
Святые отцы пишут о том, какой сильнейший вред приносят случайные отношения душе человека, а также и телу. Почему это не распространяется на животный мир? Ведь тело и душа есть и у животных?
Здравствуйте. В науке есть понятие особой среды эфира. А есть что-то аналогичное в христианстве?
В 2012 году мне был сон, который до сих пор не идёт у меня из головы. Что значит этот сон?
Здравствуйте. Не кажется ли Вам, что Вы привели спорный довод, оправдывая освещение оружия? Я уже не говорю о том, что Ваши примеры идут в разрез с учением Христа.
Здравствуйте, помогите пожалуйста, я очень мучаюсь. Я хулил Духа Святого в мыслях. Но я люблю и Бога, и Святого Духа. Считается ли это хулой, есть ли мне спасение?
Отче, правда ли, что сегодня оставаться православным христианином намного сложнее, чем в апостольские времена?
Сын на СВО: какие молитвы читать? Псалом 90 в какое время суток читать, и сколько раз? Спаси Господи!
Здравствуйте, меня зовут Сэсэг. Я – буддистка. Я всегда была верна своей религии. Совершенно недавно мне приснился сон, в котором я видела Иисуса Христа. Что может означать такой сон?
Доброго дня! В христианстве существуют две особые формы аскезы - юродство и столпничество. Размышляя о об этом, возникает вопросы: как эти подвижники могли избежать тщеславия?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.