Спрашивает: Юрий
Вопрос:
Вопрос задан:
02 сентября 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Юрий. Судя по Вашему вопросу, предполагаю, что Вы принадлежите к Протестантизму, который, (как и Римо католичество), придерживается юридического прочтения Искупительной Жертвы Христа. И в подтверждение этой концепции, Вы приводите массу библейских текстов, которые, на первый взгляд, говорят именно за неё. В пользу Онтологической концепции Искупления тоже есть тексты в Писании. Например, это слова апостола Павла из послания к Евреям, где он пишет: «Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог Отец), для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса) совершил через страдания» (Евр.2:10). Здесь слово «совершил» в греческом тексте звучит как τελειῶσαι «тэлиосэ», «сделать совершенным». Что во Христе было не совершенным и нуждалось в усовершении: Божество, или человечество? – Конечно, человеческая природа, воспринятая Им со всеми последствиями падения Адама: страстной, тленной и смертной.
Давайте будем подробнее разбираться с этим принципиально важным вопросом, от решения которого зависит, какие средства необходимы для усвоения спасения: только ли вера во Христа, или и онтологическое единение с исцелённой человеческой природой Христа, происходящее в Таинствах?
Для начала, коротко объясню читателям суть нашей полемики:
В рамках Христианства существуют два прочтения Искупительной Жертвы Христа: Юридическая концепция, которой придерживаются Католики и Протестанты, и Онтологическая концепция, которую исповедует Православие.
Юридическая концепция рассматривает первородный грех как виновность Адама и всех его потомков перед Богом, как оскорбление Божества. Поскольку человек ограничен, а Бог бесконечен, виновность Адама и всех его потомков становится бесконечным долгом, который люди не в силах оплатить.
Но вот Воплощается Сын Божий, безгрешный Богочеловек Иисус Христос, и Своими невинными страданиями на кресте «оплачивает» виновность всего человечества, удовлетворяя Божественному Правосудию. Спасение, в рамках этой концепции мыслится как «амнистия» грешного человека Богом Отцом через веру в Иисуса Христа, вменение ему праведности Христовой и освобождение от наказания за грехи.
Онтологическая концепция видит в грехе Адама иное последствие – повреждённость природы человека: разрыв с Источником Жизни – Богом, отсюда - склонность к совершению грехов, физические болезни, старение и два вида смерти: телесная и вечная. Сын Божий, с этой точки зрения, Воплощается, как - бы одеваясь в человеческое естество, хотя и чистое (отсутствие личных грехов у Христа), но с безукоризненными страстями – последствиями падения Адама (Христос испытывал голод и жажду, уставал, нуждался в сне, как Человек боялся смерти и пр.). Сын Божий через страдания, смерть и воскресение исцеляет в Себе Самом воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, соделав её, по словам преп. Иоанна Дамаскина, бесстрастной, нетленной и бессмертной, как у Адама до грехопадения. И эту исцелённую природу Христос возвращает людям через Церковь в Таинствах для приобщения. Эта природа, соединяясь с нашей больной природой, делается для неё лекарством от греха, проклятия (разъединённости с Богом), и смерти. Таким образом, с точки зрения Православия, спасение усваивается через веру во Христа, в лоне Его подлинной Церкви, благодаря правильной христианской жизни, и участию в Таинствах Крещения и Евхаристии.
Теперь, Юрий, давайте выясним вот какой вопрос: в Писании есть тексты, как в пользу Юридической, так и в пользу Онтологической концепций спасения. Как это видимое противоречие разрешить: какое из толкований библейских текстов является верным? Для этого нам нужно выявить критерий правильного понимания Писания. Православие этот критерий имеет: это – традиция. Слово «традиция» в переводе с латыни звучит как «Предание», а по – гречески «парадосис». Апостол Павел заповедует христианам стоять и держаться предания (1 Фес.2:15). Что такое Предание с точки зрения Православия? – Это не добавление чего – либо к Библии, а способ правильного истолкования самой Библии. Христос обетовал Церкви послать Духа Утешителя, Который наставит её на всякую истину (Ин.16:13), научит её всему и напомнит ей все, что Он говорил (Ин.14:26), и истина «будет с нами вовек» (1 Ин.1:1). Дух Святой пребывает в Церкви, и приобретают Его те христиане, что победили свои страсти и достигли сердечной чистоты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Это состояние на языке Православия называется святостью, как причастность Духу Святому, и люди достигшие его получают дар правильного истолкования Писания «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор.2:10), которое составлено по внушению того – же Духа: подобное познаётся подобным. Итак, люди, достигшие духовной свободы, чистоты сердца и причастности Духу способны верно понимать Слово Божие. Это и есть Предание.
Теперь обратимся к тому, как святые древней Церкви понимали существо Искупительной Жертвы:
Ириней Лионский (2 век): «Итак, один Бог Отец и один Христос Иисус, Господь наш, имеющий прийти ко всеобщему устроению и все восстанавливающий в Себе, во всем же есть и человек, создание Божие. Поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Слово стало человеком».
Григорий Нисский (4 век): «…уничтожил в Себе Самом грех в природе человеческой».
Афанасий Великий (4 век): «Поскольку естество человеческое претерпело изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался Человеком, чтобы в Себе Самом восставить сие».
Григорий Богослов (4 век): «Главное – одно: мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму».
Кирилл Иерусалимский (4 век): «А кроме того, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния (например, из страха, как в молении о Чаше, или молится до кровавого пота, чтобы побежденною силою Логоса прекращались в преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние, таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе как в начатке природа человека возводилась в обновлении жизни, почему и вторым Адамом назван в Божественных Писаниях».
Максим Исповедник (7 век): «Чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти».
Он же: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».
Он же: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству чрез воскресение бесстрастность, нетление и бессмертие».
Иоанн Дамаскин (8 век): «Он потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, - разумею наше естество - для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».
Григорий Палама (14 век): «…облекаясь же во Христа, нового Адама, который наше повинное естество, соделал новым в Себе».
Игнатий Брянчанинов (19 век): «Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе».
Как видите, Юрий, Церковь в лице своих Отцов изначально понимала Искупительную Жертву Христа как исцеление в Себе Самом воспринятой Им человеческой природы.
Что же можно сказать о текстах Писания, приведённых Вами в пользу Юридической концепции Искупления? Эти тексты были обращены к иудеям и язычникам, принимавшим Христианство. Их понимание взаимоотношений человека и Бога были насквозь пропитаны юридизмом. Поэтому и апостолы говорили с ними на их языке. Это всё равно, что рассуждения на тему антропоморфизмов: текстов Библии, приписывающих Богу человеческие части тела, а так – же гнев, раскаяние, наказание. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом следующее: «Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобному. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых». Вот так же обращаясь к иудеям и язычникам, чтобы донести им идею Искупления, апостолы снисходя к их грубому мировосприятию, предлагали учение о выкупе и уплате долга, то есть понятия знакомые им. Но существо Искупления гораздо более глубоко, как было показано выше.
И если понимать юридические приёмы апостолов буквально, неминуемо возникнут серьёзные противоречия. Например, Юридическая концепция:
1) произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на Него не распространяется действие законов человеческого общежития;
2) основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у отцов Церкви, а если и встречаются, то, как правило, не в строго догматическом смысле;
3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа – к смерти на Кресте, лишая тем самым все остальные события земной жизни Спасителя сотериологической значимости;
4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;
5) основывается на противопоставлении свойств Божественной природы – милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости – с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;
6) противопоставляет свойства Божественной природы (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Его реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном;
7) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.
Надеюсь, Юрий, мне удалось ответить на Ваш вопрос.