Спрашивает: Александр
Вопрос:
Вопрос задан:
15 ноября 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
- Безусловно. В Ветхом Завете есть прообразы (пророчества в событиях) и словесные пророчества о будущей славе креста. А в Новом Завете можно проследить их исполнение.
Прообразы:
Форму креста прообразовало крестообразное благословение Иаковом своих внуков – Ефрема и Манассии:
«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48:13-14) .
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр.11.21).
И это прообраз будущего почитания креста: пастушеский жезл Иакова имел поперечную перекладину, что в целом пред изображало четырех конечный крест.
Ветхий Завет
Пророчества:
«Я дам знак и соберу их, потому что Я искупил их» (Зах. 10:8). «Даруй боящимся тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Пс. 59:6). «Господь поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:12).
(Христос нигде не называется «знаменем»).
«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5).
О том, подножие ног Христа будет трёх составное (сросшиеся кипарис, сосна и кедр) пророчествовал Исаия: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис.60:13).
Новый Завет:
Христос – жертва: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9:28). Бог послал Сына Своего в жертву за грех (Рим. 8:3, 3:25) Апостол Петр сравнивает Христа с Непорочным чистым агнцем (1Пет. 1:19; Еф. 5:2; Кол. 1:20). Следовательно, крест – жертвенник, а жертвенник святыня великая: «все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29:37). Святость жертвенника признавал Сам Христос: что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф. 23:19). Он подчеркивает неразрывную связь между жертвой и жертвенником: клянующийся жертвенником клянется им и всем, что на нем (ст. 20), следовательно, почитающий крест – почитает Распятого на нём. А отвергающий – отвергает. Отец умиротворил Кровию креста Его и земное и небесное (Кол. 1:20), Христос пришел всех примирить… с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:16). Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13,10). Этот жертвенник – Крест Христов.
А вот некоторые исторические свидетельства:
Первое изображение креста
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:
При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления.
Здесь уместно напомнить, что Павел, наиболее историчная личность из новозаветных персонажей, по преданию, проповедывал в Путеолах, что в 10 км. от Помпей.
***
Пояснения: дата гибели Помпей хорошо известна - 79 год первого века. Город был погребен под толщей пепла до начала раскопок в нем ничего не происходило. Потому все находимое там имеет четкую верхнюю датировку: не позже 80 го года. Это еще апостольский век, время жизни и проповеди апостолов. И, значит, священные изображения и почитание крест были еще в апостольской Церкви. Местоположение этого креста показывает, что речь идет именно о почитании, а не о "книжной закладке" или орнаменте.