Спрашивает: Никита
Вопрос:
Вопрос задан:
06 мая 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Дело в том, что слово «ангел» в Священном Писании употребляется в двух значениях: общем, и частном.
В общем значении все девять чинов ангельской иерархии именуются ангелами. Например: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор.13:1). «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:13-14). В этих текстах ангелами именуются все святые бесплотные небесные силы.
В частном значении к некоторым ангелам прилагается термин «Архангел», что означает «главный ангел». В этом, втором значении, речь идёт о семи высших ангелах (Тов.12:5), наиболее близко предстоящих к Богу, и начальствующих в ангельском мире. Так например: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: 'да запретит тебе Господь'» (Иуд.1:9). Или: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес.4:16).
Так вот, когда в Евангелии от Луки говорится: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:26-27), то слово «ангел» прилагается к Гавриилу в первом, общем значении, как к одному из бесплотных небесных сил.
Архангелом Гавриил стал именоваться у Отцов Церкви, во втором, частном значении этого слова, как один из семи главных ангелов. Вот что по этому поводу написано в Православной энциклопедии:
Архангел Гавриил - чьё имя описывает его как "мужа Божия" или "силу Божию" - говорил о себе: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк. 1, 19). Предание видит в нём одного "из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Среди семерых он называется вторым после Михаила. Древний обычай твёрдо закрепил за ним наименование архангела, но высота его служения заставляет многих святых отцов усомниться в его принадлежности к восьмой, предпоследней, степени небесной иерархии, каковой считаются архангелы. По соображению святителя Андрея Критского:
Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине
Полный текст по ссылке: https://drevo-info.ru/articles/18981.html