Спрашивает: Вадим
Вопрос:
Вопрос задан:
23 июня 2024
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Вадим. В православной традиции любой грех воспринимается не как юридическая величина, а как следствие повреждённости человеческой природы, как болезнь души, а нередко, и тела. Прощение греха понимается как исцеление от самой греховной зависимости. Святые отцы говорят: прощённым можно считать тот грех, к которому человек перестал чувствовать влечение. И если Вы после Исповеди продолжаете испытывать уныние, которое является причиной попытки суицида, значит этот грех продолжает в Вас жить, и с ним нужно вести незамедлительную борьбу. С чего начинать?
Первое. Нужно подготовиться и вновь прийти на Исповедь. Конечно, не правильно, когда священник не соучаствует совершаемом им в Таинстве, не сострадает недугам кающегося, не дает надлежащих советов, тем более в ситуации, когда исповедник находится в опасном душевном состоянии. Значит, нужно исповедоваться у другого священника. Тем более, что во многом действенность Исповеди зависит от самого кающегося. Поэтому, Вадим, дома внимательно прочитайте канон Иисусу Сладчайшему, помолитесь своими словами: попросите Спасителя исцелить Вас от страсти уныния, от суицидальных мыслей, и исповедуйтесь вторично. Естественно, за Таинством Исповеди должно последовать и участие в Таинстве Причастия. Было бы очень хорошо какое – то время причащаться интенсивно, например, хотя бы один раз в неделю, чтобы обрести во Христе силы для борьбы с опасными душевными недугами.
Второе. Вам нужно упражняться в отсечении суицидальных помыслов и помыслов уныния. Для этого существует такое делание, как трезвение. Заключается оно во внимательном наблюдении за мыслями и желаниями, возникающими в нашем сердце. Мысли и желания злые, разрушительные, нужно не пускать в свое сознание, не рассматривать их, не входить с ними в собеседование, отсекать их усилием воли и призыванием Бога, одним словом, давать им «развод», как выражаются психологи. Мысли же добрые и светлые всячески «сватать»: приглашать к себе.
Чтобы победить страсть уныния Вам понадобится ежедневная благодарность Богу в молитве. Как только начинается очередной натиск страсти, мысленно, или вслух от всего сердца произносите молитву: «Слава Тебе Господи за всё!». Вечером, отходя ко сну, постарайтесь найти, как советовал один мудрый наставник, до пятидесяти поводов из своей жизни, за что можно поблагодарить Бога: за то, что Он сотворил нас, подает нам блага духовные и житейские, открыл Истину, ввел в Свою Церковь, и прочее. Благодарность Богу позволяет нам согласиться с Его Промыслом о нас. А это, в свою очередь, привлекает к нам Божию помощь в трудностях и скорбях, дает силы к их благодушному перенесению.
Помогает преодолеть уныние ежедневное покаяние в грехах, происходящее помимо Исповеди, борьба с греховными привычками, посильная трудотерапия, то есть, занятие себя самыми обычными бытовыми делами. Весьма действенно для противостояния унынию и суицидальным помыслам ежедневное употребление с молитвой освященной воды, артоса, или просфоры.
Вот примерная последовательность действий, при помощи которых, Вадим, Вы, с Божьей помощью, сумеете вернуться в нормальное душевное состояние. Помоги Господь.