Спрашивает: Наталья.
Вопрос:
Вопрос задан:
23 января 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
К сожалению, расторжение церковного брака – не Таинство, а следствие его разрушения. Епископ, благословляющий бракоразводный процесс, только констатирует факт распада супружеского союза, происшедший ранее. При определенных условиях, второе венчание – возможно. Но, например, священник, даже после смерти первой супруги, женящийся вторично, лишается сана, поскольку, в своей семейной жизни он являет образец христианской семьи, которому должны – бы последовать и миряне. Поэтому, в христианский брак нужно вступать один раз и на всю жизнь. Христос учит: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). Разрушается же брачный союз от того, что супруги не возгревают Дар Божий, полученный в венчании, не борются с грехами в себе и не ведут христианского, церковного образа жизни.
Вот некоторые условия, при которых расторжение церковного брака становится возможным, и одному из бывших супругов (пострадавшей стороне) даётся благословение на вступление в новый брак:
1. Нарушение супружеской верности (грех прелюбодеяния).
2. Хронический алкоголизм одного из супругов, являющийся источником опасности для здоровья и жизни других членов семьи.
3. Страсть наркомании.
4. Заболевание СПИДом, венерическими болезнями, тяжкими психическими расстройствами.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака.
6. Длительное безвестное отсутствие.
7. Заключение в тюрьму, соединённое с лишением всех прав состояния.
8. Кончина одного из супругов.
9. Самовольное расторжение одним из супругов прежнего семейного союза и вступление в «брак» со сторонним лицом.
10. Наклонности к половым извращениям.
11. Совершение женой греха аборта при несогласии мужа.
12. Отпадение мужа или жены от Православия.
Как видим, в перечне нет такой распространённой сейчас «причины» к разводу: «не сошлись характерами!…». Человеческая природа в Адаме повреждена грехом, поэтому в брак вступают, по сути, два больных грехом человека. Естественно, что «характеры», читай: страсти, у них будут разные. И нежелание бороться со своей самостью, эгоизмом, неуступчивостью, гордостью, и прочими греховными навыками – вот истинная причина разрушения брака. А как бороться без дисциплины покаяния, без молитвы и участия в Евхаристии? Одним словом, человек не может победить зло, живущее в нём, без общения с Церковью Христовой, в которую Спаситель положил все необходимые благодатные средства, к уврачеванию души и тела.
Что касается вступления в новый церковный брак, то оно не возможно, если законным путём (через прошение на имя епархиального Архиерея) не расторгнут прежний. И новый «брак», по словам Иисуса Христа, будет являться – прелюбодеянием (Мф. 5. 31 – 32).