Неделя Торжества Православия

03 марта 2015

Неделя Торжества Православия

1 марта 2015 года, в Неделю Торжества Православия, правящий архиерей епархии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Ташкента.

 

Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Михаил Котляров, иерей Антоний Коршунов, иерей Александр Терещенко, протодиакон Александр Несин, диакон Олег Лин, иеродиакон Спиридон (Поздеев), иеродиакон Михаил (Столяров), диакон Борис Лаврик, диакон Александр Колотовкин.

По окончании Богослужения архипастырь традиционно обратился к пастве со своим архипастырским словом, в котором он отметил, что праздник Торжества Православия – это торжество нашей веры, который отмечается традиционно после первой седмицы Великого поста. Этот праздник своими корнями уходит в далекий IX век от Рождества Христова, когда закончилась борьба с почитанием святых икон, и на VII Вселенском Соборе был установлен догмат об иконопочитании.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

«Дорогие братья и сестры, мы празднуем сегодня торжество нашей веры от начала распространения евангельской проповеди до сегодняшнего дня, - сказал архипастырь. – И мы с вами обязаны воспринимать все истины христианской веры в своем сердце, в своей жизни, в своих делах и поступках и чтобы своей жизнью передавать эти истины веры окружающим нас людям и последующим поколениям. Как это делали наши отцы и матери, так и мы должны передавать ту чистую, не запятнанную, истинную веру, а потому нам ее нужно знать хорошо. В эти дни Церковь призывает, чтобы хорошо изучили нашу веру, чтобы мы знали, как правильно исповедовать свою веру во Христа, в Бога нашего, во вторую Ипостась Святой Троицы, Бога Слова. И если бы кто-то нас спрашивал о нашей вере, мы могли дать четкий и правильный ответ. А для этого в нашей Церкви сейчас есть все возможности».

Фоторепортаж на сайте pravoslavie.uz >

 

Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии




Поделиться в соцсетях:


Читайте также:




На главную страницу   Другие новости Митрополичьего Округа





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.