В школах Кыргызстана вводятся уроки по истории религиозной культуры

  18 августа 2022   Кыргызча
В школах Кыргызстана вводятся уроки по истории религиозной культуры

В школах Кыргызстана с 2022–2023 учебного года вводится предмет «История религиозной культуры». Соответствующий указ, как сообщили в пресс-службе президента, подписал Садыр Жапаров. Согласно указу, новый предмет будет введен для учеников 9-х классов во всех школах, независимо от формы собственности.

Представляем вниманию читателей материал из учебника, посвященный истории христианства в Средней Азии.

«На территории Центральной Азии христиане появились в первой половине I тыс. н.э. Это были миссионеры, которые отправились из Римской империи на восток вслед за апостолом Фомой. Согласно церковному преданию, апостолу Фоме выпал жребий проповедовать христианство народам Центральной и Юго-Восточной Азии. «Парфяне и мидяне, персы, гиркане и бактрийцы», о которых говорится в житии апостола Фомы, населяли города Ирана и Средней Азии. Им был близок язык сирийских проповедников новой религии, и христианское вероучение стало распространяться в населенных пунктах Согдианы, Бактрии, Парфии, Ферганской долины. Здесь археологами обнаружены памятники христианского происхождения. Это - остатки храмов и монастырей, фрески, керамические и металлические изделия с изображением евангельских сцен, церковная утварь, нательные кресты и медальоны. Сотнями исчисляются находки могильных камней с крестами и надгробными надписями на тюркском и сирийском языках. Они датируются VI-XIV веками.

В Хорасане (Мерв), Бактрии, Термезе, Самарканде, Винкерде (вблизи г. Чирчик), где традиционно проживали зороастрийцы, манихейцы и буддисты, появились христианские церкви, епископские кафедры и монастыри. В империи эфталитов, охватывавшей в V-сер. VI вв. значительную часть Центральной Азии, христианство было объявлено государственной религией. В эпоху Тюркского каганата, сменившего эфталитов, христианство усилило свои позиции.

О межконфессиональных конфликтах этого времени нет никаких сведений, христианство крепло и во второй половине I тыс. н.э. в Центральной Азии действовало уже несколько поместных церквей, одна из них Навекатская кафедра располагалась в Навекате, в ставке тюркских каганов. Ныне - это городище близ поселка Красная Речка в Чуйской долине. Навектская митрополия объединяла общины Семиречья (современный Кыргызстан и Западный Казахстан). В XI в. влияние Навекатской митрополии распространилось на большую территорию (современный южный Казахстан, Восточный Туркестан, отдельные районы Монголии и Сербии); митрополит носил титул «Навекатский и Кашгарский».

Кроме Навеката на территории Кыргызстана вVII-XIII вв. существовали другие города с большим количеством христиан. Например, Суяб (городище Ак-Бешим в Чуйской долине), городища в Саруу и Курменты на Иссык-Куле. А город Тарсакент (городище Кара-Джигач около Бишкека) обозначает «город христиан». «Тарса» - персидское название христиан.

О значительном количестве христианских общин в Чуйской долине говорят также кладбища с христианскими захоронениями. В горах Тянь-Шаня какими-то монахами был построен монастырь «Таш-Рабат», здание которого ныне считается одним из самых замечательных архитектурных памятников средневековой культуры Кыргызстана. Неподалеку от озера Иссык-Куль, согласно испанскому Каталонскому атласу XIV в., располагался армянский монастырь, где, как говорят, хранились мощи апостола и евангелиста Матфея.

Несмотря на то, что в христианство обращались и согдийцы, и тюркские племена (чигилы, тепе-уйгуры, карлуки), и монголы, нигде в Центральной Азии общенародной религией христианство так и не стало. Оно мирно уживалось с буддизмом, манихейством, зороастризмом, с племенными культами, а с VIII-X веков - с Исламом. Религиозную ситуацию в Центральной Азии существенно изменили также завоевания монголов-чингизидов. Часть потомков Чингизхана хранило верность племенным культам, часть принимала христианство несторианского толка, но окончательный выбор ими был сделан в XIV в. при Тимуре и его наследниках в пользу Ислама.

Православие - одно из основных направлений христианства. Название «православные» применяется к тем христианским (преимущественно восточным) церквям, которые оставили Никео-Константинопольский Символ веры и признают для себя обязательным постановление только семи Вселенских соборов.

Общая численность православных составляет примерно 300 млн. человек. Наибольшее их число проживает в России - по разным оценкам, 70-80 млн. православных живут также на Украине, в Румынии, Греции, Белоруссии, Болгарии, Сербии и Черногории. Православные церкви существуют также в странах СНГ, в Турции, Палестине, Сирии, Египте, США, Японии, Западное Европе и во многих других странах, в том числи и в Кыргызстане.

В Туркестане деятельность Русской Православной Церкви (РПЦ) началась после присоединения к Российской империи Туркестана, вместе с появлением регулярных войск и казаков. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия РПЦ, глава которой носил титул «епископ Ташкентский и Туркестанский», хотя его кафедра располагалась в городе Верном (ныне Алматы). Первые православные приходы в городах и русских селах Чуйской и Иссык-Кульской долин были основаны в 1860-1870-е годы в Теплоключенке, Караколе, Тюпе, Беловодском, Токмаке, Пишпеке.




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:




На главную страницу   Все новости