«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится». 11 июня день святителя Луки Войно-Ясенецкого – небесного покровителя Среднеазиатской митрополии

  08 июня 2023  
«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится». 11 июня день святителя Луки Войно-Ясенецкого – небесного покровителя Среднеазиатской митрополии

31 мая 2023 года в Ташкенте праздновали 100-летнюю годовщину архиерейской хиротонии святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Это  особенное событие для Церкви Среднеазиатского митрополичьего округа. 100 лет назад, в очень трудное, скорбное и богоборческое время святитель Лука (Войно-Ясенецкий), будучи священником епархии, принял и монашество и священный сан епископа с титулом «Ташкентский и Туркестанский».

***

«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». К такому выводу пришел Валентин Войно-Ясенецкий – студент Киевской художественной школы, мечтавший быть живописцем и, подал документы на медицинский факультет Киевского университета. Его отношение к учебе отличалось принципиальным пренебрежением к карьере и личным выгодам. Он хотел стать «мужицким» простым врачом. Сокурсники недоумевали по этому поводу, ведь это совершенно неперспективное и малооплачиваемое занятие, тем более, что уже на втором курсе преподаватели прочили Валентина в профессоры анатомии.

Сразу после окончания университета Валентин Феликсович сделал упор на изучении глазных операций. Это было реальной необходимостью, потому что в деревнях людей поражала трахома – болезнь глаз, вызывающая слепоту. Не успевая за день принимать людей в больнице, Валентин стал приводить их к себе домой.

Известен случай, когда будущий епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро детей. Из семи человек, после операции шестеро стали зрячими. Его отличала невероятная работоспособность. Он один в течении года проводил тысячу операций. О нем говорили, что он «слепых делает зрячими».

***

В начале двадцатого века больные зачастую умирали от того, что не переносили наркоз. Верный своему обещанию – делать только то, в чем есть реальная нужда архиепископ Лука начал работать в области регионарной анестезии. Свою диссертацию он посвятил новому методу обезболивания, который в результате оказался самым щадящим и одновременно самым сложным по исполнению. За эту разработку ему была присуждена премия Варшавского университета.

***

Работая во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской. В браке у них родилось четверо детей. Их жизнь состояла из бесконечных переездов из города в город.

В 1919 году Анна Васильевна умерла от туберкулеза. Через два года после ее смерти Валентин Феликсович принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.

***

В 1921 году, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре в рясе и с наперстным крестом. Оперировал людей он как обычно в медицинском халате. Но когда ассистент обратился к нему по имени-отчеству, будущий святитель сказал ему: Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин. Бывшая медсестра, работавшая в отцом Валентином вспоминала: «Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”, — мог либо безумец, либо человек безгранично смелый».

Лекции студентам отец Валентин читал в священническом облачении, в нем же являлся на межобластное совещание врачей. Перед каждой операцией молился, благословлял больных.

Однажды по приказу властей из операционной убрали икону, в ответ на это главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, пообещав, что вернется только тогда, когда икону вернут на место. В этом было отказано, но и главврач оказался верен своему слову. Ситуация разрешилась Божьим промыслом. В больницу привезли жену партийного начальника, которая пожелала оперироваться только у о. Валентина. Местным властям пришлось пойти на уступки. Икона была возвращена на место.

***

Вскоре после рукоположения, отец Валентин выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. «Руководитель ЧК Петерс, известный своей жестокостью и беспринципностью, решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс. Войно-Ясенецкий был вызван в качестве эксперта-хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на самого отца Валентина:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.

Зал разразился хохотом и аплодисментами!

Петерс не сдавался:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось…»

***

В 1923 году Луку (Войно-Ясенецкого) арестовали по подозрению в «контрреволюционной деятельности». В те жестокие времена это было стандартным обвинением. Это событие положило началу одиннадцатилетнему периоду тюрем и ссылок. «Владыке Луке дали проститься с детьми, посадили в поезд... но тот минут двадцать не трогался с места. Оказывается, поезд не мог двинуться, потому что толпа народа легла на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте…»

***

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но где бы они ни был, он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Самая жестокая и далекая ссылка епископа Луки — «На Ледовитый океан, по гневному распоряжению очередного коммунистического начальника. Милиционер, конвоирующий владыку, на свой страх и риск, доставил его в местечко Плахино, за 200 километров от Полярного круга. В глухом поселке стояло три избы, в одной из них и поселили владыку. Он вспоминал: «Вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери».

В этом месте епископ Лука крестил двух детей совершенно необычным образом: «В станке кроме трех изб, было два человеческих жилья, одно из которых я принял за стог сена, а другое — за кучу навоза. Вот в этом последнем мне и пришлось крестить. У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а всё время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели»…

 «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

Во время третьего ареста, в июле 1937 года, к нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях...

Трижды он объявлял голодовку. Однажды даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию, чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

***

С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей.

Когда ему была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.», архиепископ произнес такую речь: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине». Председатель облисполкома стал было говорить, мол, надо забыть прошлое и жить настоящим и будущим, на что владыка Лука ответил: «Ну нет уж, извините, не забуду никогда!»

***

«В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице.

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать...

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

***

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. В январе 1946 года он получил Сталинскую премию, большую часть которой пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб.

«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука.

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Но продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

Кратко:

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи

В 1904 году окончил медицинский факультет Киевского университета

С 1904 года – заведующий хирургическим отделением эвакуационного госпиталя (Чита)

С 1905 по 1908 год – земской врач в Симбирской, затем – в Курской губернии

1908 год – экстернатура Московского Императорского университета

1909-1917 годы – главный врач нескольких клиник в Переславле-Залесском

С 1916 года – доктор медицинских наук

1917-1923 годы – главный врач Ташкентской больницы, руководитель кафедры хирургии Ташкентского университета

В 1921 году рукоположен в чин протоиерея. В 1923 – тайно пострижен в монашество с именем Лука, после чего возведён в сан Епископа Ташкентского.

1923 – 1925 годы – первая ссылка в Туруханский край

1929 – 1934 – вторая ссылка в Архангельскую область

1937 – 1941 – третья ссылка в Красноярский край

С 1941 – главный хирург Красноярского эвакгоспиталя

С 1942 - Архиепископ Красноярский. а с 1944 – Архиепископ Тамбовский

Январь 1946 года – Сталинская премия первой степени

С 1946 года – Архиепископ Симферопольский и Крымский

С 1947 – консультант и хирург Симферопольского военного госпиталя

Занятия хирургией оставил в связи со слепотой в 1955 году

Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших

В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как святой в сонме новомучеников и исповедников Российских.

 




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.