Фестивальные заметки

  06 мая 2015  
Фестивальные заметки

При Свято-Воскресенском соборе завершился V международный фестиваль

русской гитарной музыки «Незабываемая Россия»

 

КОНКУРС

Фестиваль прошел в два дня. Он включал в себя конкурс гитаристов, семинары, поездку в природный парк Ала-Арча и, конечно, полезное неформальное общение между музыкантами.

В фестивальном конкурсе приняли участие кыргызстанские и казахстанские гитаристы.

Первые места в группе до 10 лет занял Ибрагимов Жалил (Бишкек, преп. А.Мамбеталиева); в группе от 11 до 13 лет – Николай Мурин (Чимкент, преп. А.Мурин); в группе от 14 до 16 лет – Мукайяма Аяке (Алма-Ата, преп. Г.Ким); в группе от 17 до 19 лет – Исаков Николай (Чимкент, преп. А.Мурин).

Вторые места по группам заняли: Шакиров Чынгыз (Бишкек, преп. А.Бектемиров), Усманова Таисия (Алма-Ата, преп. Е.Батраева), Кононов Владимир (Алма-Ата, преп. Е.Батраева), Султан Бейбарс (Алма-Ата, преп. Г.Ким).

В конкурсе композиторов отличился бишкечанин Андрей Моисеенко.

Таковы итоги фестивального конкурса.

 

ИДЕЯ

Всё в окружающем нас мире, включая неодушевленные предметы, несет в себе некую идею. Вот, например, стул порожден идеей телесного комфорта. Такой предмет, как церковная свеча - идеей устремления души к горнему. Символы, заложенные в музыке, также полны смысла, в каждом музыкальном произведении сокрыта конкретная (часто, не одна) идея.

За сухой конкурсной статистикой, тоже стоят понятия идейные. Наиболее успешные музыканты, ежедневно проводящие за инструментом по нескольку часов, сознательно или неосознанно движимы идеей созидания мира, начавшей своё воплощение в первые дни творения Вселенной. Думается, хорошая музыка (вообще позитивное искусство) есть, подобное природе, естественное откровение Божие, осуществляемое людьми.

Чем интересна в идейном отношении русская гитарная музыка, в отличие, скажем, от испанской (Испания - родина гитары)? Вторая брызжет солнечным светом, мечтой, борьбой, героикой, драматизмом. Русская, восточнославянская, характерна покаянным чувством (центральная идея христианства), радостями-печалями народной жизни, просветленными состояниями от общения с людьми, природой.

Названия инструментальных пьес русских композиторов-гитаристов много говорят об идеях, сокрытых в музыкальной фактуре: «Меж крутых бережков», «Матушка-голубушка», «Полянка», «Ходила младенька», «Получил письмо от девушки сейчас», «Миленький ты мой», «Как на тоненький ледок», «Ох, болит», «Кончен, кончен дальний путь»…

Вариационная форма вкупе с музыкальным символизмом нередко создает в русской гитарной музыке состояния, подобные молитвенным – с повторяемостью обращений к Богу (скажем, в акафистах). Создается впечатление, что музыка славян, сохранивших в полноте основополагающие христианские понятия, менее наиграна (может быть, отсюда ее меньшая популярность) и в целом более одухотворена, чем музыка культур нехристианских и культур народов с ослабленной христианской традицией. Конечно, существуют и спиричуелс (невольничьи песни афроамериканцев), и скорбные песнопения малых народов, и многое другое, понятное каждому человеку. Но, исторически очевидно, что вершины человеческой культуры имеют фундаментом Идею Основателя христианства, и лишь на этом фундаменте возможно возведение сверхъестественных культурных достижений, таких, как музыкальные озарения лютеранина Иоганна Баха, католического священника Антонио Вивальди, православных Сергея Рахманинова, Петра Чайковского и многих других. От этой же Идеи и исходит интуитивно верное «нащупывание» русскими гитаристами, композиторами и исполнителями самых заветных (от «Завет») струн душ человеческих.

 

УЧАСТНИКИ

Количество участников пятого конкурса «Незабываемая Россия», по сравнению с предыдущим, сократилось от сорока до двадцати семи. Это понятно, конкурс ищет «свое лицо», – становится меньше случайных участников, не имеющих личного расположения к идее фестиваля.

Эмоциональным пиком всех мероприятий стал завершающий гала-концерт. Можно было заметить бурную реакцию зрителей на выступления Николая Исакова из Чимкента и Михаила Коновалова (преп. С.Балакирев) из Каракола. Глубокой сосредоточенностью отличалась игра алмаатинцев, учеников Геннадия Сергеевича Кима: Аяке Мукаяймы, Акниет Жунисхан и Бейбарса Султана. Это трио было и единственным участником в номинации «ансамбли», успешно исполнившее произведения Л.Шумеева и А.Иванова-Крамского. Произвело впечатление бойкое выступление тринадцатилетнего Коли Мурина и его артистичной сверстницы Таи Усмановой. В конкурсе композиторов прозвучали изящные, органично-гитарные сочинения композитора из Бишкека Андрея Моисеенко (диплом II степени).

Участниками фестиваля с полным правом можно назвать и членов жюри: гитаристов Алексея Мурина (Чимкент), Геннадия Кима (Алма-Ата), гитаристки и пианистки Эвелины Лысенко (Бишкек) и пианистки Ольги Макаровой (Бишкек). Используемая на серьезных гитарных конкурсах 25-ти-бальная система оценки, впервые примененная у нас, оказалась весьма надежной и объективной.

Конечно, самыми непосредственными участниками были зрители, а также родители конкурсантов и, разумеется, оргкомитет фестиваля.

 

СЕТОВАНИЯ

Кыргызстанская гитаристика переживает не лучшие времена. Сегодня на фоне политических, национальных, финансовых нестроений, развития техники, интернета и нарастающей секуляризации традиционная культура терпит небывалый урон. Однако это и невероятно повышает ее ценность. Ныне каждый музыкант «от Бога» – маленькое укрепление на пути хорошо организованных войск культуры разрушительной. И чем больше будет таких укреплений, тем дольше продлится мировая история.

К сожалению, последний конкурс показал, что в Кыргызстане не много крепких классов гитары. Местная гитарная педагогика, лет тридцать назад непредставимая без доли здорового фанатизма, ныне для многих стала просто подработкой. Если добавить к этому отток специалистов, плохо оплачиваемый труд преподавателей, отсутствие качественного обучения, смену ценностных ориентиров у молодежи и променянную на «свободу» социальную стабильность, то можно представить, что нас ждет через тридцать-пятьдесят лет, если ситуация в культурной и других сферах не изменится.

Конечно, стоит надеяться на религии, лучшие из которых действительно первичны по отношению к культуре – более целенаправленны; имеют четкое различение добра и зла; более бескомпромиссны по отношению ко злу; готовы противостоять губительным модернизациям; имеют верное представление о мироздании. Однако ныне разрушительные силы столь деятельны и многообразны, что одолеть их на земле можно только «всем миром». Для успеха необходимо объединение в приемлемой форме всех, не противоречащих божественному промыслу культур и религий.

 

УЩЕЛЬЕ

В регламенте фестиваля было проведение семинара в природном парке Ала-Арча. И вот утром две белые маршрутки с участниками семинара отъехали от Свято-Воскресенского собора, в комфортном зале которого и проходил конкурс.

Прогноз погоды был неутешительным – дожди. Но, то ли прогноз оказался ошибочным, то ли сугубая молитва о хорошей погоде у раки преподобного Ираклия Иссык-кульского была услышана, но в долине и горах было солнечно. В ущелье - бодрящая прохлада, высокие сосны, солнечные поляны, на одной из которых мы и расположились.

Кто-то, не имеющий прямого отношения к семинару, занялся приготовлением трапезы, кто-то отправился прогулять. Опытная туристка Людмила Ивановна Гуркина, уже терявшаяся в древнем ущелье Петры Аравийской во время паломнической поездке по Святой земле, взяв с собой юного лауреата конкурса Таю Усманову, и сообщив кому-то вскользь о своем отбытии, бесследно пропала.

Семинар проводил Алексей Дмитриевич Мурин – преподаватель Южно-Казахстанского музыкального колледжа города Чимкент.

Мы нашли вблизи стоянки «комнату»: полянка, взгорок – кафедра, стулья – камни. Андрей Моисеенко установил видеокамеру…

Алексей Дмитриевич, на фоне засохшей сосны, рассказал о специфике поступления на гитарное отделение Академии им. Гнесиных; о легендарном, высокой культуры, российском гитаристе Александре Фраучи, последним учеником которого, перед преждевременной кончиной маэстро, был старший сын Алексея Дмитриевича, ныне – известный гитарист. Лектором были высказаны и не музыкальные соображения о необходимости для гитаристов быть более, чем музыкантами – иметь понятия об основах жизни вообще, дабы, впав в крайности, не выродиться в ремесленников.

Семинар получился интересным, и было жаль, что время не позволяет его продолжить. Впрочем, у семинаристов состоялась договоренность с А.Муриным о будущих встречах.

После завтрака на природе мы спешим возвратиться в город на гала-концерт. Тут выясняется, что Людмила Ивановна с Таей отсутствуют. Начал интенсивно разрабатываться план экстренных поисков. Но, к счастью, прогульщики, пропустившие семинар и трапезу, в последний момент появились.

 

ЭПИЛОГ

В ходе фестиваля состоялось еще одно малозаметное, не массовое действо. У находящегося в концертном зале баннера, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне, был размещен взятый в крещальной подсвечник, установлена икона Георгия Победоносца – святого победителя темных сил. Желающие помянуть родственников, погибших на войне, грозящей установлением тотальной диктатуры, поставили перед иконой свечки, которые горели в течение всего концерта.

Диктатура отложена, но от каждого из нас зависит, быть ли ей в будущем.

Гитарный фестиваль, прошедший в помещении Православной церкви, уже есть объединение созидательных сил. А раз так, то пора браться за молитвослов или гитару. А может быть, и за второе, после первого.

 

Юрий Анастасьян




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.