14 октября 2015 года в конференц-зале Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики состоялся реставрационный совет по поводу рассмотрения и утверждения проекта реставрации и реконструкции Свято-Воскресенского кафедрального собора.
В работе совета приняли участие главы Инспекции по охране памятников архитектуры и культуры при Министерстве культуры, НИПИ «Кыргызреставрация» и представители Бишкекглавархитектуры.
В ходе совета были рассмотрены разрешительная документация и эскизный проект реставрации и реконструкции собора. Реставрационный совет одобрил проект и рекомендовал его к дальнейшему рассмотрению органами Бишкекглавархитектуры.
По окончании работы реставрационного совета епископ Даниил лично познакомился с директором НИПИ «Кыргызреставрация» Джумамеделем Иманкуловым. Во время беседы г-н Иманкулов подарил Его Преосвященству свою книгу «Архитектура Туркестана эпохи Караханидов», получившую гран-при на II Бакинском международном архитектурном конкурсе МСА.
Реставрация и реконструкция Свято-Воскресенского кафедрального собора в Бишкеке
Цель настоящего проекта реставрации и реконструкции собора заключается в том, чтобы при максимальном сохранении архитектурной и культурной ценности Воскресенского храма, объединить разрозненные элементы застройки на территории в единый ансамбль. Воскресенский собор согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики № 568 от 20.08.2002 г. (государственный список памятников истории и культуры №113) является памятником архитектуры первой половины ХХ века
Из истории собора
Предварительно проведенные научные изыскания, выявили следующую историю возведения храма. Первоначально участок был отведен под здание Кирпромсовета, которое в недостроенном состоянии было передано Фрунзенской православной общине в 1943 году под молитвенный дом с условием проведения дальнейшего строительства за счет прихожан.
Реконструкция здания под храм, велась по проекту архитектора В.В. Верюжского.
Основные архитектурные решения: здание прямоугольное, размерами 30 × 11 м, имеет двускатную кровлю, с шестью маковками (три с западной стороны, три с восточной стороны), у южного фасада возведена колокольня с шатровой восьмигранной кровлей, высотой 29,5 м. Здание храма было украшено рельефным керамическим орнаментом, аркатурными поясами, декоративными решетками на окнах. В декоративных элементах фасадов были использованы мотивы кыргызского орнамента. Белый цвет стен с голубой кровлей и голубыми куполами, создали образ традиционного русского православного храма.
Внутреннее пространство представляло собой единый молитвенный зал, с восточной стороны ограниченный трехъярусным иконостасом. Первоначально в храме было устроено два престола – Воскресения Господня и Святителя Алексея и иконостас имел двое царских врат. В простенках расположены фрески на евангельские сюжеты, обрамленные декоративными гипсовыми рамами. На восточном фасаде с алтарной стороны в нише, в 1953 году художником Б.Н. Чистяковым написана фреска с иконы «Святое Воскресение Христово». В 1994 году икону обновили.
В 90-х годах по проекту архитектора А.М. Нежурина была проведена реконструкция храма. Были выполнены пристройки – с северной стороны Алексеевского придела и с восточной стороны новой алтарной части для собора.
Алексеевский придел представляет собой самостоятельный объект, соединенный с собором дверью в северной стене. Алтарная часть запроектирована с учетом последующего объединения старого зала с новой частью через пробиваемый проем в восточной стене. Однако алтарная часть на момент обследования была незавершенна.
Основные решения по реставрации и реконструкции собора в 2015 году
В ходе натурного обследования объекта выявлено аварийное состояние конструкций кровли старого собора – сквозные продольные трещины стропил, поражение грибком, физический износ слоя камышитового утеплителя. Вследствие чего принято решение демонтажа существующей и возведения новой кровли с увеличением высоты зала до отметки арки алтарной части. Такое решение позволяет уравновесить объемы пространства алтарной части и реконструируемого молитвенного зала. В целом композиция всего ансамбля собора, приобретает более пропорциональное и выразительное решение.
Вследствие устройства проема в восточной стене возникла необходимость переноса фрески «Святое Воскресение Христово». При нескольких рассматриваемых способах переноса иконы, выбор был остановлен на варианте, максимально сохраняющем живописный слой. Фреска вынимается вместе с фрагментом стены и переносится в специально возведенный киот на площади у входа в собор.
В ходе обследования алтарной части, под отделочным слоем также были обнаружены еще две фрески на восточной стене – «Прошение о чаше» и «Распятие». По аналогии с первым случаем фрески вместе с частью стены переносятся на специально подготовленные пьедесталы внутри храма. Все фрески собора будут отреставрированы и оформлены в гармонии с убранством интерьера храма.
Во входной зоне организуется тамбур с лестницей, ведущей на хоры. Хоры выполняются на отдельно стоящих опорах с монолитным перекрытием.
Отопление храма – центральное. Тепловой пункт с отдельным входом запроектирован пристройкой к северо-восточной стене Воскресенского храма.
Создание образа единого ансамбля решается несколькими средствами.
Примечание: на фото – эскизный проект Свято-Воскресенского кафедрального собора
Материал предоставлен руководителем архитектурно-строительного отдела епархии Кравченко Н.А.