29 сентября 2015
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
В сегодняшний воскресный день мы совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Этот праздник был установлен в память об историческом событии – обретении царицей Еленой около 326 года в Иерусалиме того Креста, на котором был распят Иисус Христос. Но у этого праздника есть еще и другая идея – это прикосновение ко кресту, материальному символу страданий Иисуса Христа, на котором Он умер, но потом воскрес; ко кресту, который был орудием римской казни, но силой Божией стал для верующих исцеляющим средством и проводником к Воскресению.
Христиане первых трех веков использовали много разных символов, которые могли указывать на имя и на спасительное значение проповеди, жизни и смерти Иисуса Христа. Это и символ «Доброго Пастыря», и «корабля» спасения, и «якоря» веры, и рыбы, в греческом названии которой отражались заглавные буквы фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Образ креста в первые три века не был единственным и самым популярным среди христиан. Но он стал таковым благодаря особому явлению свыше равноапостольному царю Константину.
Перед решающей битвой с полками правителя Италии Максенция в 312 году императору Константину, который в тот момент еще не был крещен, явилось с неба знамение образа креста с надписью: «Сим победиши». После этого явления Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу в битве у Мильвийского моста.
Знамение с неба и чудесная победа подтолкнули Константина к тому, чтобы отправить свою мать Елену в Иерусалим на поиски исторического Креста, того самого, на котором был распят Христос. А после обретения Креста по распоряжению Константина на месте Голгофы и Гроба Господня был построен храмовый комплекс в честь Воскресения Христова.
Комплекс церквей освятили в 336 году неспроста около 13 сентября. Тем самым словно проводилась параллель между событиями освящения иерусалимской церкви и ветхозаветного храма, построенного Соломоном примерно в это же время года. А 14 сентября Иерусалимский патриарх торжественно вынес часть древа Креста Господня, чтобы молящиеся могли его увидеть и к нему прикоснуться. День 14 сентября по юлианскому календарю (27 сентября – по григорианскому) словно шел в параллель с 14 нисана – днем распятия Спасителя на Кресте.
Сразу после освящения храма Воскресения Христова этот праздник стал одним из самых почитаемых в Иерусалиме. Торжественные процессии, литии и богослужения ежегодно длились до восьми дней. Паломники со всего мира могли собственными глазами увидеть самую важную материальную реликвию, оставшуюся после вознесения на небо Иисуса Христа, – древо Креста, который был орудием казни, но после стал символом воскресения.
В подтверждение этому Господь через Свой Крест подавал чудеса. Начиная с момента обретения Креста царицей Еленой, от прикосновения к нему исцелилась больная женщина (по другой версии – воскрес умерший), а потом и многие другие люди получали от Бога помощь, за что Крест и был впоследствии назвал Животворящим – буквально: «дающим жизнь». Маленькие частички крестного древа христиане уже в IV веке стали носить на груди в специальных футлярах, которые могли напоминать тот нательный крестик, что носят христиане на груди и сейчас. Так очень быстро из рядовых символов, напоминающих о Спасителе, образ Распятия Христова стал главным символом победы первого императора-христианина Константина над врагами и самой победы Христа над смертью.
В песнопениях богослужения праздника проводятся многочисленные параллели между тем, как патриарх Иаков скрестил руки, благословляя детей, и тем, как Константин изобразил крест, побеждая врагов. Вознося руки к небу, Моисей словно прообразовал простертые длани Христа на Кресте, Моисей этим символом в Синайской пустыне побеждал Амалика и тем самым словно намекал на то, как от воздвижения Креста Христова будут убегать «демонов полки». И как, вознося змия на деревянном жезле, Моисей дал Израилю средство для исцеления от змииных укусов, так и возносимый на Древо крестное Христос победил диавола и вывел узников из ада. Посредством древа удовольствий – древом познания добра и зла – змей прельстил Адама; древом страданий, древом пролития пречистой крови Христос Царь избавил осужденного от ада.
Византийские гимнографы передали нам значение образа креста в витиеватых тропарях и стихирах. Поднимаемый на высоту Крест – это, по разным песням, образ страданий безгрешного Сына Божия, образ Его крови и воды, излитых из ребра, образ Его мученической смерти. И в то же время это – образ победы Царя Славы, образ райских дверей, лествицы на небо, небесного сада, славы мучеников и непобедимого оружия против бесов.
Взирая глазами веры на победу Христа над смертью, и мы вместе с древними песнописцами можем снова и снова повторять: «Радуйся, слепых настaвниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю пaдшыя, Кресте честный, имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диaвол всеконечно низвeржеся».
Как подмечает монах Иоанн, автор одной из стихир праздника, «мы недостойными устами ныне кланяемся честному Кресту Твоему, Христе Боже, тем самым молимся, воспевая Тебя, изволившего быть на нем пригвожденным. Господи, как когда-то разбойника, сподоби и нас Царствия Твоего!»
Поэтому неправы те обвинители, которые считают, что православные христиане, почитая Крест Христов, покланяются ему как идолу. Когда мы молимся словами: «Огради мя, Господи, силой честнаго и животворящего Твоего Креста» или употребляем выражения типа «Кресте Христов, христиан упование, заблудших настaвниче», мы обращаемся не к нательному крестику или к распятию в домашнем молитвенном уголке, не к изделию из дерева или из металла, мы молимся ко Христу, Который и есть христиан упование, заблудившихся Наставник, пристанище обуреваемых и победа в битвах. Он – Источник жизни и исцелений, Он – сила Божия ко спасению верных, Он – победа на «духов злобы поднебесной».
Однако, поскольку Спаситель, будучи безгрешным, умалил Себя настолько, что позволил грешным людям распять Себя на позорном кресте, нам важно напоминать и показывать другим людям именно этот символ христианской веры. Любовь Божия была распята на кресте, чтобы человеческое сердце было тронуто состраданием и прониклось покаянием.
Поэтому в день Воздвижения Креста Господня мы постимся, смиряя свою плоть, чтобы дать место духу. Мы возвращаемся сердцем к страданиям Иисуса накануне Пасхи, чтобы поверить умом в Его славное Воскресение. Посему и образ Распятия, изображенный на святой иконе, на куполе храма или на нательном крестике, образ Распятия, который мы наносим на себя, осеняясь крестным знамением, должен быть не магическим амулетом или символическим ритуалом, а исповеданием веры в то, что Христос умер за нас, грешных людей, чтобы ранами Его мы исцелились.
Смысл сегодняшнего праздника выходит далеко за пределы воспоминания побед благочестивых императоров над варварами, далеко за границы памяти о том, как когда-то царица Елена нашла потерянную в Иерусалиме святыню. Мы кланяемся Животворящему Древу, с которого, обнимая каждого из нас, простирает руки Иисус Христос, Царь славы. Крест является символом победы жизни над смертью. Крест возводит нас к первому блаженству, которого пытается лишить нас злохитрый диавол. Через образ креста посылаются многочисленные исцеления душ и телес, чтобы укрепить нашу веру в Бога.
Поэтому и мы вслед за древними христианами целуем крест, прославляя пригвоздившегося на нем Бога. «В этот день выносится Крест Господень, и верные принимают его с желанием и получают исцеление души и тела и от всякой болезни. Его целуем с радостью и страхом: со страхом – из-за греха, как недостойные; с радостью же – ради спасения, которое миру подает на нем пригвожденный Христос Господь, имеющий великую милость»[i].
Аминь.
Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…»
Епископ Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него – все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.
ЗВАНИЕ АРХИЕРЕЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЧАСТУЮ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВАЖНЫМ, НЕПРИСТУПНЫМ И СТРОГИМ ЛИЦОМ В СВЯЩЕННОМ САНЕ. НО ЦЕРКОВЬ НАША – ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ, И ЕЕ АРХИЕРЕИ – НЕ ОТОРВАННЫЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКИ, НЕ КАРАЮЩИЕ БЛЮСТИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, А ЛЮБЯЩИЕ И ЗАБОТЛИВЫЕ ПАСТЫРИ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И СКОРБИ СВОЕЙ ПАСТВЫ. О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ В ОТДАЛЕННЫХ УГОЛКАХ НАШЕЙ СТРАНЫ, ПРОБЛЕМАХ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОСТИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ЕПИСКОПОМ САВВАТИЕМ.