Сладкая правда и горькая ложь

31 декабря 2016

255589

Священник Леонид Кудрячов

Новогодние праздники не обходятся без елок. Настоящие и искусственные, они встречаются повсюду: в домах и на улицах, в магазинах и церквях. Эта, всем известная, картина пусть станет основой для другой, воображаемой. Представим себе, что вместо елок везде и всюду нас окружают некие райские деревья. В домах и на улицах, в магазинах и, конечно же, в церквях. Не только под Новый год, а круглый год они подле нас. Их ветви гнутся под тяжестью прекрасных плодов. Плоды — добродетели, питаясь которыми, человек должен жить. Жить вечно. Разные ветви дают разные плоды, но все они восхитительно вкусные. На самых высоких ветвях находятся добродетели, достать которые под силу только взрослому человеку. А с нижних ветвей сорвать их может даже четырехлетний ребенок. Представили?

Теперь давайте поговорим именно о тех плодах, что пониже. Доступная абсолютно всем добродетель — честность. Ребенок, только научившись говорить, уже очень хорошо отличает честность от лжи. Пытаясь солгать в первый раз, он волнуется, краснеет и запинается. Однако раз за разом говорить неправду получается все лучше. А плоды честности висят на райском древе почти нетронутыми.

Чтобы быть с Богом, нам нужно уподобиться Богу

Они здесь, рядом, но вкусить от них, оказывается, не так уж просто. Лишь только мы потянемся к ним, получаем шлепок по рукам. Нам мешает сатана, противник рода человеческого. Потому что он лжец и отец лжи. Ложью он искусил ко греху Еву. Грязной, ядовитой, горькой ложью, а не плодами честности, пытается он напичкать каждого из нас. Зачем? Затем, что желает нашей смерти. Вечной смерти. Он, завистник, жаждет нашей погибели, ибо сказано в книге Откровений о Новом Иерусалиме, что не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи (Откр. 21,27). Чтобы быть с Богом, нам нужно уподобиться Богу. А Бог есть Истина. Как воспевал пророк Давид: праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91,16). Вода в маленькой лужице может отразить все звездное небо, а человек — пылинка во вселенной — призван отразить в себе достоинства Мироздателя. В том числе и честность.

Вот они, плоды, рукой подать. Срывай и ешь. Но немодно это нынче. Возможно, и никогда модно не было. Мир во зле лежит, и человека, говорящего одну лишь только правду, сочтут недалеким, глупцом. Вот только верить этой оценке не торопитесь. Две тысячи лет назад безумием, глупостью, нелепостью называли греки и Христову смерть на кресте.

Срывай и ешь плоды честности. Что мешает? Мешают многочисленные отговорки, оправдания, за которые так хочется спрятаться, как за тяжелые занавески, от лучей Солнца Правды. Чтобы не слепили они глаза, чтобы не вскрывали всю мерзость привычной лжи.

Христианская задача состоит не в том, чтобы жить и не тужить, а в том, чтобы жить и не грешить

Например, можно услышать следующее: «Если не будешь лгать, не проживешь». Но лучше и не жить вовсе, чем жить, сознательно греша ложью. Такая жизнь не впрок. Вспомним первохристианских мучеников. Когда императорские слуги делали «опрос» населения на предмет вероисповедания, небольшая неискренность могла бы многих верующих избавить от мучений и смерти: «Я не христианин, я такой же, как все законопослушные граждане Рима, чту императора и богов, императором чтимых». Слукавил немножко, а потом покаялся. Ложь как бы во спасение. Но нет, они говорили истину: «Я христианин, и делайте со мной, что хотите». Наша христианская задача состоит не в том, чтобы жить и не тужить, а в том, чтобы жить и не грешить.

Или вот еще: «Я не добьюсь успеха, если не буду лгать». Да, вполне может быть, что это так. Потому что путь истины — это путь Христов, а Его путь ведет на Голгофу, к Распятию. Страшно это, трепетно, однако ободряет нас апостол Павел: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6:8). Похвала от людей — пузыри на лужах. Закончился дождик — и пузыри исчезли. Искать нужно похвалы от Бога.

Похвала от людей — пузыри на лужах. Закончился дождик — и пузыри исчезли

Другое оправдание: «Если я перестану лгать, потеряю свое место». Но что дороже — временное место в земном кабинете или вечное место в раю? Христианину лучше быть честным нищим, чем первым человеком в городе, но с нечистой совестью.

Очень популярно заявить: «Все лгут — вот и я. Весь мир такой». Но разве это аргумент? Если ребенок будет объяснять родителям, что курить он начал потому, что все его друзья курят, разве им нечего будет возразить? Или, к примеру, жена, открыто нарушая супружескую верность, будет оправдываться перед мужем: мол, не маленький ребенок, должен же понимать, что все жены так делают. Неужели муж даст добро? Примет за чистую монету?

Отговорки, полумеры, оглядывания вспять способны превратить нас из соли земли в соляной столп. А столп, как известно, недвижим и мертв, не способен он войти в Царство Жизни. Нет, лжи необходимо объявить войну. Ни крупная ложь нам не нужна, ни мелкая. Раздавит и упавший на голову валун, и мешок со множеством мелких камней. Тот, кто думает, что лукавить по чуть-чуть — не такой уж и страшный грех, сильно ошибается. Лукавым мы называем дьявола.

Грязные от лжи уста необходимо поскорей измыть чистой водой Исповеди. А затем усладить плодами с райского дерева, висящими так низко, так близко, рукой подать.




Поделиться в соцсетях:


Последние статьи:

Thumb 60072
Инок из Кыргызстана. Герой Советского Союза.

Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…»

Беседовал Владимир Нордвик Источник: Российская Газета

Thumb         27609339
ДЕРЕВЕНСКИЙ ЕПИСКОП

Епископ Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него – все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.

Анастасия Рахлина

Thumb 85bebcef16e61912b68c9d0ca2894e00 1024
Жить – не как мне удобно, а как Богу угодно

ЗВАНИЕ АРХИЕРЕЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЧАСТУЮ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВАЖНЫМ, НЕПРИСТУПНЫМ И СТРОГИМ ЛИЦОМ В СВЯЩЕННОМ САНЕ. НО ЦЕРКОВЬ НАША – ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ, И ЕЕ АРХИЕРЕИ – НЕ ОТОРВАННЫЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКИ, НЕ КАРАЮЩИЕ БЛЮСТИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, А ЛЮБЯЩИЕ И ЗАБОТЛИВЫЕ ПАСТЫРИ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И СКОРБИ СВОЕЙ ПАСТВЫ. О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ В ОТДАЛЕННЫХ УГОЛКАХ НАШЕЙ СТРАНЫ, ПРОБЛЕМАХ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОСТИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ЕПИСКОПОМ САВВАТИЕМ.

Елена Варова. Журнал "Славянка"



Смотрите также:



На главную страницу   Другие православные статьи





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.