17 августа 2015
Расхожая фраза, которую то и дело слышишь, а порой произносишь сам: «Сталкиваясь с реальностью, понимаешь…» Получается, что с реальностью мы время от времени сталкиваемся, но не живем в ней постоянно? Интересно, где же мы проводим большую часть времени? В мечтах, в иллюзиях, в созданном нашим воображением мире? Вопрос это не только интересный, но и крайне важный: жить необходимо именно реальной, а ни в коем случае не вымышленной жизнью. Потому что только в таком случае можно жить в полном смысле этого слова по-настоящему, можно избежать многих, в том числе и страшных, непоправимых ошибок, и, конечно же, только так – реально – можно жить по-христиански. Иначе это оказывается фактически невозможным, вместо доброго христианина является в лучшем случае некий новый борец с ветряными мельницами…
Что же мешает жить жизнью реальной, что приводит к тому, что мы с ней лишь «сталкиваемся» – с той или иной степенью болезненности? Мне кажется, тут надо обязательно выделить несколько причин, несколько препятствий, поскольку, зная о них, можно все-таки постараться свою жизнь должным образом изменить.
Мешает жить жизнью реальной склонность к всевозможным мечтаниям. Часто бывает так, что человек, не удовлетворяясь тем, что реальность ему предлагает, противопоставляет ей плоды собственной фантазии. Ну, например, будучи от природы весьма субтильного сложения и крайне не крепким физически, он мнит, что в действительности он способен на многое, его организм имеет колоссальные резервы, а сознание способно высвободить их в наиболее подходящий для этого момент – критический, разумеется. Чем чреваты такие фантазии? Последствиями довольно-таки печальными. Ну, скажем, повел себя человек дерзко и самонадеянно в расчете на «резервы» в какой-то конфликтной ситуации и попал в итоге на больничную койку с сотрясением мозга: чьи-то резервы оказались более значительными. А если бы смотрел он на себя трезво, реалистично, то избегал бы подобных столкновений, а может быть, и спортом бы занимался, и о здоровье больше заботился… Словом, всё гораздо лучше было бы.
Мешает жить реальной жизнью и пресловутая, так часто причиняющая нам различные неприятности невнимательность, рассеянность: не отдавая себе отчета в том, как мы эту жизнь проживаем, не понимая ее, не внимая себе, не познавая себя, мы и о себе, и о жизни представления имеем превратные, с реальностью мало соотносимые.
Мешает жить жизнью реальной страх. Какой? Любой. Тот, к которому мы относимся по-детски неразумно
Мешает жить жизнью реальной страх. Какой? Любой. Тот, к которому мы относимся по-детски неразумно. Ну, например, так, как ребенок, которому мерещатся в темноте наступившей вдруг ночи какие-то чудища да страшилища, и он «спасается» от них самым простым и доступным для себя способом: натягивает на голову одеяло и верит, что вместе с темнотой исчезает таким образом и всё, что пугало его. Ребенку это простительно. Взрослому действительность такого отношения к себе не прощает и рано или поздно наказывает.
Мешают жить жизнью реальной лень и косность, привычка плыть по течению, желание избежать любого «лишнего» труда, наипаче же душевного, заставляющего тревожиться, преодолевать сомнения, отличать ложное от подлинного, испытывать рождающийся от этого дискомфорт. Так велик бывает у ленивого соблазн: удовлетвориться первым впечатлением – поверхностным, чьим-то мнением – лишенным основательности, «общепринятыми» взглядами – невзирая на то, что общество, которому эти взгляды принадлежат, тяжело больно! Соблазн выбрать отношение к жизни формальное, «упрощенное» и, как следствие, неживое.
Мешает жить жизнью реальной восторженность, экзальтированность, склонность к увлечению и обольщению чем-либо, в том числе и самим собой.
В бегстве от реальности – бегство не только от себя, но и от Господа
Мешает жить реальной жизнью и нежелание отвечать – за то, что ты делаешь, за то, что говоришь и думаешь. По сути – именно за эту реальную жизнь отвечать – перед Тем, Кто тебе ее дал. Пожалуй, вот именно это – нежелание отвечать – и есть самое главное, оно лежит в основе любого бегства от реальности, в основе попытки заменить настоящую жизнь, дарованную Богом, какой-то выдуманной, изобретенной, иллюзорной, мечтательной и – ложной. И потому в бегстве от реальности – бегство не только от себя, но и от Господа. В этом и главная опасность его, и главное зло. Тем паче – куда убежишь? Сама мысль о том, что убежать можно, – такая же иллюзия.
Надо, обязательно надо переходить к такому состоянию, когда мы не сталкиваемся уже то реже, то чаще с реальностью, а по преимуществу ею живем и разве что иногда из нее выпадаем. А еще лучше – и не выпадать даже. Этому многое может помешать – и всё вышеназванное, и немало еще всего другого. Но помощь больше – она от Творца реальности, от Того, Кому всё иллюзорное и мечтательное чуждо, Кто есть Истина и сообщает познание о Себе всем, хотящим поистине жить.
Хозяин комнатушки, где пахло ладаном, а по стенам висели простенькие бумажные иконки, открыл дверь, впустил внутрь, аккуратно повесил на гвоздь подрясник с Золотой Звездой, сел на койку, отстегнул протезы вместе с ботинками, поудобнее устроился на застеленном одеялом матрасе и предложил: «Начинайте. Спрашивайте…»
Епископ Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него – все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.
ЗВАНИЕ АРХИЕРЕЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАЧАСТУЮ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВАЖНЫМ, НЕПРИСТУПНЫМ И СТРОГИМ ЛИЦОМ В СВЯЩЕННОМ САНЕ. НО ЦЕРКОВЬ НАША – ЛЮБЯЩАЯ МАТЬ, И ЕЕ АРХИЕРЕИ – НЕ ОТОРВАННЫЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКИ, НЕ КАРАЮЩИЕ БЛЮСТИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА, А ЛЮБЯЩИЕ И ЗАБОТЛИВЫЕ ПАСТЫРИ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И СКОРБИ СВОЕЙ ПАСТВЫ. О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ В ОТДАЛЕННЫХ УГОЛКАХ НАШЕЙ СТРАНЫ, ПРОБЛЕМАХ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОСТИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ЕПИСКОПОМ САВВАТИЕМ.