Спрашивает: Олег
Вопрос:
Вопрос задан:
20 июня 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Христианство и Буддизм имеют разные конечные цели, и разные методы их достижений. Конечной целью жизни христианина является обожение – состояние, когда личность не растворяется в океане безличного Абсолюта, но соединяется с Единым Личностным Богом – Творцом, сохраняя все свои свойства. И душа, и тело человека пронизывается не тварными энергиями Божества, и получает исцеление от греха, проклятия (разделённости с Богом) и смертности. В Буддизме конечной целью является нирвана «затухание» - состояние покоя, прекращения страданий и выход из колеса бесконечных перевоплощений. Как видим, это разные цели: в христианстве – сохранение человеком личности и соединение с Личностным Богом. В Буддизме - напротив: «затухание» деятельности безликого «нечто», ибо понятия личности здесь не существует.
Методы достижения этих конечных целей тоже разные. В Христианстве – опытное видение подвижником своих грехов, рождающее смирение и покаяние, позволяющее человеку уподобиться Богу в любви, и соединиться с Ним (лишь подобное соединяется с подобным). В Буддизме – прекращение любых пожеланий и привязанностей человека, «затухание» деятельной жизни, дающее возможность «выскочить» из колеса Сансары.
Выводы: буддийские практики, в том числе и тукдам – посмертная медитация, не приемлемы для Христианства.
Что касается нетленности тела буддийских монахов, находящихся в состоянии тукдам, если об этом пишут специалисты, изучающие данный феномен, значит так оно и есть. Но какое это значение имеет для Христианства? Ни чудеса и нетленность тела после смерти, с точки зрения Христианства, являются свидетельствами святости человека, но правильная духовная жизнь, критерием которой является видение грехов своих, и рождающееся отсюда покаяние и смирение (нищета духовная), приводящие человека ко Христу, как Спасителю от грехов. И если какая – то духовная практика не соответствует данным критериям, она – ошибочна. Тогда и чудеса, и нетленность тела не имеют для христианина ровно никакого значения: ведь не все необычные феномены обязательно происходят от Бога.
P.S. А теперь мой вопрос автору вопроса: тукдам, тульпа… Зачем христианину интересоваться оккультными и нехристианскими духовными практиками?