Спрашивает: Ольга
Вопрос:
Вопрос задан:
12 ноября 2023
На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов
Ответ:
Здравствуйте, Ольга.
Когда человек приступает к лечению телесной болезни, это нередко сопровождается проявлением других недомоганий: то начинаются головные боли, то давление подскочит, и прочее. То же самое происходит, и когда мы берёмся за излечению своих душевных недугов: то вдруг выходят наружу страсти, о существовании которых мы раньше не подозревали, то начинаются какие-то искушения, то греховные сновидения приснятся. Всего этого не нужно смущаться, а продолжать свое движение вперед – к исцелению души.
Вы участвуете в Таинствах Исповеди и Причащения, что является высшими средствами врачевания души и тела, и любые другие средства (освященная вода и елей, ладан, мощи, и пр.) могут быть лишь вспомогательными. Однако, для того, чтобы Таинства раскрыли в нас свой внутренний потенциал, или, сказать вернее, что бы мы раскрылись для действия благодати, необходимо стяжать правильное душевное состояние. Заключается оно в добродетели смирения, или нищеты духовной, когда человек ощущает неспособность одними своими силами справиться с грехом, и ищет во Христе спасения от них. Приобретается это спасительное состояние через опытное познание себя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом пишет так: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?». Познание же себя, по словам другого Отца, преп. Симеона Нового Богослова, происходит через «тщательное исполнение заповедей Христовых, научающее человека его немощам», то есть открывающее ему глаза на его подлинное бедственное состояние души. Отсюда и рождается смирение. И чем глубже человек при посредстве правильной духовной жизни познает себя и смирится, тем шире он откроет дверь своей души для вхождения в неё Христа и исцеления.
Вот на эти духовные упражнения, дорогая Ольга, и следует обратить внимание. Они – то и помогут Вам раскрыться для получения от Спасителя врачевания от страстей, беспокоящих Вас. Бог в помощь.