17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил совершил Божественную литургию с пояснениями.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Валентин Никонов, архимандрит Петр (Путиёв), иерей Георгий Дворовой, иерей Владимир Кусаинов, иерей Владимир Ступников.
Во время богослужения епископ Даниил делал паузы, для того, чтобы объяснить смысл происходящего.
Перед началом богослужения владыка Даниил обратился к прихожанам:
«Божественная литургия – это главное богослужение, во время которого совершается главное Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия, что означает по-гречески «благодарение». Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события».
Во время богослужения владыка Даниил рассказал о нескольких видах литургии – литургии святителя Иоанна Златоуста, литургии святителя Василия Великого и литургии святителя Григория Великого или Литургии Преждеосвященных Даров. Рассказывая о происхождении каждой литургии, владыка Даниил уточнял время их проведения и основные отличия друг от друга.
Останавливая богослужение, там, где это возможно владыка отмечал особенности каждой из трех частей литургии – проскомидии, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших; литургии оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков».
«На Литургии верных, – отметил владыка, – совершается наиболее важный момент в Литургии – Евхаристический канон. Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Это – сердцевина Литургии, ее центральная часть, во время которой происходит преложение Святых Даров. Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом, – отметил владыка Даниил».
Перед совершением Таинства святого Причащения, епископ Даниил особо подчеркнул: «регулярно причащающийся человек постепенно освящается, потому что, Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве покаяния. Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко святому Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, – отметил владыка Даниил, – но полностью к нему готовым не может быть никто».
По окончании Литургии владыка Даниил совершил чин Торжества Православия и обратился к пастве со святительским словом, в котором пояснил суть празднования Торжества Православия.
Справка: В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.
После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».
К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.