В пригороде г. Бишкек в древности был город христиан Тарсакент. В музее средней школы с. Кара-Жыгач сохранились свидетельствующие об этом артефакты.

  01 октября 2022   Кыргызча
В пригороде г. Бишкек  в древности был город христиан Тарсакент. В музее средней школы с. Кара-Жыгач сохранились свидетельствующие об этом артефакты.

30 сентября 2022 года епископ Савватий посетил место некогда крупного христианского поселения, которое, по мнению археологов, располагалось на территории современного Бишкека. Наиболее изучены несторианские эпитафии (24 памятника) из окрестностей села Кара -Жыгач в Чуйской долине. Здесь в XIII-XIV в. Находился город Тарсакент, буквально «Город христиан»: от персидского «Тарса» - христианин и согдийского «кент» - город.

Группа из епархии во главе с владыкой побывала в Кара-Жыгачской средней школе им. Каратала Табалдинова, в одном из классных кабинетов которой находится школьный краеведческий музей.

По словам учителя истории Мукамбетовой Н. Д. некоторые артефакты, связанные с историей Тарсакента были найдены школьниками во время раскопок. Нурия Джумагуловна рассказала о том, что школьный краеведческий музей был открыт еще в 1967 году. Чуть позже был открыт археологический отдел. Археологическими исследованиями занимались члены кружка «Юный археолог». Работу школьников возглавила учитель истории М. Х. Коломиец. Члены кружка проводили раскопки на месте расположения городища Тарсакент. Именно благодаря работе данного кружка, появилась возможность обогатить фонд музея.

Справка: Городище Тарсакент располагалось предположительно в западной части современного села Кара-Жыгач.

История изучения городища началась в 80-х годах XIX века. Возможно, что руины города тогда уже никак не выделялись на местности, поскольку энтузиаст-археолог Николай Пантусов, обнаруживший могильные каин назвал это место не городищем, а Пишкекским кладбищем. Благодаря расшифровке эпитафий выяснилось, что погребенные христиане несторианского толка носили, как правило тюркские имена. Камней собрали около шестисот. Большую часть из них вывезли для изучения и на некоторых прочли надпись «умер от чумы».

С тех пор появилась версия о том, что начавшаяся в улусе Чагатая страшная эпидемия, докатившаяся до Европы и унесшая треть населения Парижа, стала возможной причиной гибели городища. Камни с христианской символикой разошлись по различным музеям, и больше уже ничего не напоминало о древнем городе.

Народная память сохранила название загадочного племени Тарса. О существовании христианской общины в Средней Азии знала и средневековая Европа, одно время крестоносцы намеревались объединиться с притянь-шанскими единоверцами, чтобы отвоевать у мусульман «Гроб Господень». История Тарсакента не будет полной, если не рассказать о несторианах т. к. они составляли по всей вероятности, население городища Тарсакент. В 428-431 гг. Константинопольским Патриархом был человек по имени Несторий. Он создал свое вероучение, которое получило название по его имени – несторианство. На Эфесском соборе несторианство было осуждено как ересь. Сам Несторий был сослан в Египет, где умер в 457году. Большинство его последователей бежали на Ближний Восток, Среднюю Азию и даже Индию. В местах расселения они распространяли свое вероучение и основывали селения, где использовали достижения культуры византийцев..

Как сообщает сборник летописей Рашид ад-Дина начала четырнадцатого века «Чу область имеет два больших селения Тарсакент и Кара-Ярлык». Тарсакент располагался на входе в Аламединское ущелье, где были найдены намогильные кайраки с несторианскими крестами преимущественно монгольского времени.




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2022 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.