Спрашивает: Татьяна
Вопрос:
Вопрос задан:
19 мая 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Обряды не являются догматами веры, которые неизменны, и сами по себе, не являются условием спасения человека. Они – могут меняться, примеры чему можно найти в истории Христианства: чинопоследования богослужений и Таинств со временем менялись: Церковь, что – то отменяла, что – то дополняла. Даже литургия постепенно обогащалась новыми молитвами и песнопениями. Менялась и форма крестного знамения: в первые века крестились одним перстом, для утверждения Единства Бога. Тремя перстами для исповедания Троицы. И двумя перстами, для свидетельства веры в две природы во Христе. Так что, сохранение старых обрядов – не гарант спасения.
По каким критериям старообрядчество неизбежно является расколом? Всё просто: Церковь Христова имеет два основных признака: 1. Неизменное и неповреждённое сохранение Богооткровенных истин веры (не обрядов!), содержащихся в Священном Писании и раскрытых святоотеческих творениях. 2. Сохранение преемства рукоположения, непрерывно восходящего к апостолам. Через законно поставленных епископов и священников, совершающих Таинства, верным преподаются Дары Пятидесятницы. Признаком отпадения отдельного лица, или группы лиц от Церкви (а Русская Православная Церковь, несомненно, является одной из пятнадцати поместных Церквей и частью Единой Вселенской Православной Церкви), становится разрыв общения с епископатом, и, как следствие, потеря апостольского преемства. При этом, старые обряды, хранимые этой группой лиц, оказываются лишь внешней формой, не наполненной благодатным содержанием.
А вот как отцы Церкви оценивали грех раскола:
Священномученик Игнатий Богоносец:
«Кто последует за вводящим в раскол, тот не наследует Царствия Божия».
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский:
«Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа… Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».
Свт. Феофан Затворник:
«А когда нет Церкви, нет спасения, ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом. Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало быть, нет и Церкви. Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! «Спасать, — говорят, - хотим». Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе: спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения».
«Иные из них говорят: «Вот мы нашли теперь священство, или завели корень священства». Завели корень, да гнилой — бесплодный. Сами посудите. Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, — связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси» (Мф.18,18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на Небе. Если он связан на Небе, то, как он, связанный на Небе, мог сообщать Небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. Это одни имена, как когда дети, играя, дают себе разные титла — полковников, генералов, главнокомандующих».