Спрашивает: Сергей
Вопрос:
Вопрос задан:
09 апреля 2022
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Православный престол имеет несколько символических значений. Он изображает невещественный престол Единого Бога Троицы: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). Он означает престол Христа во славе, который созерцал апостол Иоанн Богослов: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:2). Престол – образ ветхозаветного жертвенника, на котором приносились животные, прообразовавшие Искупительную Жертву Христа. Престол так – же, изображает гробовую пещеру, в которой было положено тело Спасителя, и откуда произошло Его славное Воскресение. На литургии престол соединяет в себе эти символы: поскольку на нем совершается Таинство Тела и Крови Христовых, то он – и жертвенник, с которого мы приобщаемся плодов Голгофской Жертвы: воскресшей и прославленной человеческой природы Спасителя. Он и гробовая пещера Богочеловека (поэтому, после Великого входа, в алтаре воспроизводится ритуал погребения Спасителя). Он и престол Христа, сидящего во славе на небесах.
Теперь о жертвоприношениях скота в Исламе. Ислам считает себя Авраамической религией, а в ветхозаветный период жертвоприношения животных имели прообразовательный характер: указывали на грядущую Жертву Сына Божия для искупления грехов всех людей. И с принесением этой великой Жертвы, жертвы животных в Христианстве больше не совершаются, так как они исполнили своё значение. Но поскольку в Исламе отрицаются последствия первородного греха Адама, а так – же, не признается Искупительная Жертва Христа, то и жертвенным животным придается совсем иное значение. Они приносятся в воспоминание эпизода принесения Авраамом в жертву своего сына …Исмаила (!), в знак благодарности Богу за рождение ребенка, за умерших. Таким образом, можно констатировать, что жертвенные животные в Исламе потеряли свое подлинное значение указания на Голгофскую жертву Христа.