Спрашивает:
Вопрос:
Вопрос задан:
15 октября 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Ответ на этот вопрос мы можем найти в Евангелии от Луки, в притче Иисуса Христа о богаче и нищем Лазаре. В ней говорится о том, что на земле однажды жили два разных человека: безымянный богач и нищий, по имени: Лазарь. Скупой и бездушный богач каждый день пиршествовал блистательно и не замечал нищего, лежавшего в гнойных нарывах у ворот его дома. Но когда прошло время, и земная жизнь этих людей завершилась, в загробном мире с ними произошла разительная перемена: добродетели терпения и незлобия, выработанные Лазарем за годы болезней и лишений возвели его на лоно Авраамово, пороки богача низринули в бездну ада. И богач, «в аде, будучи в муках, поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16. 24). Из сказанного мы видим, что память о прежней жизни у богача сохранилась: он помнил нищего Лазаря, некогда лежавшего у ворот его дома, помнил и патриарха Авраама, о котором слышал из Ветхозаветных Писаний. Когда богачу в его просьбе было отказано по причине «великой пропасти, утвержденной между раем и адом», он обращается к Праотцу с другой: «Так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16. 27 – 28). На что Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16. 29). Слова богача говорят о том, что помнил он и братьев своих, оставшихся в земной жизни, и не желая им своей участи, просил послать к ним Лазаря, то есть, что – бы мертвый воскрес и явился им, таким образом, заставив переменить греховный образ жизни. Но психология падшего человека такова, что он, в силу Богоподобной свободы, может отрицать даже явное чудо. И Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31).