Спрашивает: Виктория
Вопрос:
Вопрос задан:
12 января 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Удовлетворительно ответить на этот вопрос невозможно, не зная лично человека, его характера, духовного состояния и сопутствовавших обстоятельств. Поэтому, ответ будет самый общий и приблизительный. Человеческая природа повреждена грехопадением Адама и поражена многочисленными страстями, отравляющими и искажающими все, без исключения, сферы жизнедеятельности человека, в том числе и брак. Поэтому, добрачные отношения мужчины и женщины, находящихся в статусе жениха и невесты, а так – же брачные отношения (статус: муж – жена) разрушаются, главным образом, от неумения бороться с грехом и непонимания, что такое грех вообще. Причиной - же тому является нецерковность, не знание правил духовной жизни. Поэтому, если Вас разлюбил молодой человек, произойти это могло от вышеперечисленных моментов, среди которых может быть и доля Вашей вины. Обнаружить и подсказать это сможет человек, знающий Вас лично и обладающий верным, с точки зрения Православия, опытом семейных взаимоотношений. Если такого человека не найдётся, почитайте, пожалуйста, на эту тему православную литературу. Возможно, разрешение Ваших недоумений, Вы сможете найти там. Рекомендую книги священника Илии Шугаева, например: «Брак, семья, дети». Есть так – же его видеолекции на данные темы. Всё это без труда можно найти в интернете на православных сайтах и в Ютубе. Что касается вопроса: «Как быть, если любовь не взаимна?», предлагаю ответ на похожий вопрос, некоторое время тому назад заданный Антоном: Антон спрашивает: Здравствуйте! Хотел бы, не столько задать вам вопрос, сколько попросить совета. Иногда в жизни случается такая ситуация, что человек влюбляется, но безответно. Что православный христианин должен делать в такой ситуации, если есть чувства к другому человеку, но они безответны? И из-за этого возникают отвратительные и кошмарные чувства обиды, ревности и прочее. И, что хуже всего, чувствуешь, что вера ослабевает. И отпустить человека не получается, душа просто отказывается… И Христос говорит о любви, и апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфянам (глава 13), и в то же время возникла в жизни вот такая темная сторона этого светлого чувства… Что делать? Ответ: К сожалению, в русском языке такое понятие, как любовь, обозначается лишь одним термином. В греческом языке этих терминов несколько и каждый раскрывает различные аспекты любви. Любовь к Богу, высшая форма любви, обозначается словом «агапэ», любовь, как мужская дружба – «филадельфия», плотская любовь между мужчиной и женщиной – «эрос». Так что, и Спаситель, и апостолы, в приводимых Вами отрывках Нового Завета призывали приобретать не ту любовь, что регулирует брачные взаимоотношения мужчины и женщины, а любовь, выражающуюся в Евангельском принципе: как хочешь, что – бы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними (Мф. 7, 12). Что касается безответной любви мужчины к женщине. Одним из последствий грехопадения Адама стало расстройство воли, противодействие воли человеческой воле Божией. Такое состояние на языке аскетики именуется своеволием. Своеволие – и становится причиной многих наших бед, нестроений в отношениях с Богом и ближними. Поврежденный первородным грехом человек желает, что – бы всё было так, как он захочет. Но расстроенная грехом воля, часто желает противного воле Божией. Это и становится причиной наших страданий. Потому, в древности, в монашеской школе, старец, взяв в послушание ученика, прежде всего, стремился отсечь в нем страсть своеволия и научить отдаваться воле Божией. В наше - же время, мы даже не знаем, что своеволие - грех. В чём – же обнаруживается своеволие? В отношении человека к промыслу Божию о нём. Христианство говорит о том, что с нами в жизни не происходит ни одного случайного события. Каждое событие – плод действия промысла и совершается, либо по воле, либо - по попущению Божию (если причина события кроется в злой воле человека). Человек – же, никак не хочет соглашаться с волей Божьей о себе, и потому – скорбит, унывает, гневается, ропщет на Бога и людей, которые являются по отношению к нему – лишь орудиями промысла. В результате, как Вы пишете, появляются чувства обиды, ревности и ослабление веры. Но неужели за свою любовь нельзя бороться? – Можно и нужно. Во – первых, надо помолиться Богу, попросить Его помощи и благословения. Во – вторых, явить девушке поступками и словами серьёзность своих намерений к ней. Но здесь необходима и золотая середина: если все разумные попытки не привели к ответу с её стороны, в этом тоже нужно увидеть промысел Божий о себе (значит, она – не та, которую благоволит дать мне Бог), и успокоиться, согласиться с Божественной волей. Этим путём необходимо разрешать и прочие аналогичные случаи. Схиигумен Савва в своей книге: «Прими от меня искренний совет», описывает рассказ из патерика о подвижнике, научившемся в каждом событии, происходившем с ним, видеть действие Творца и соглашаться с ним. Он стал не только внутренне счастливым человеком, но был награжден и даром чудотворений. Можно порассуждать и с другой стороны. Предположим, что нет никакого Бога и Его промысла о человеке. Все события жизни – случайность. И вот, мы попали в ситуацию, противоположную нашим желаниям, и при этом, ни в малейшей степени не можем на неё повлиять. Как нам здесь правильно себя вести? Злиться, ненавидеть всё и вся, впадать в депрессии, напиваться или ещё чего хуже, подумывать о самоубийстве? Но от этого ничего не изменится, а мы – расстраиваемся и разрушаемся. Или согласиться с происшедшим, и успокоиться? Один мудрец сказал: «Если не можешь изменить обстоятельства, изменись сам». Эти слова очень созвучны с Христианством. Поэтому, когда что – то в жизни происходит вразрез с нашими желаниями, и все попытки изменить положение вещей не приводят к положительным результатам, нужно в молитве поблагодарить за это Бога, сказав: «Слава, Тебе, Господи за всё! Да будет воля Твоя!».Подобно благоразумному разбойнику, признать свою греховность и недостоинство: «достойное по делам моим получаю» (а ведь в действительности, так часто и есть). И тогда, даже если внешние события не изменились, нас посетит мир Божий, и душа не будет омрачаться никакими греховными движениями.