Спрашивает: Роман
Вопрос:
Вопрос задан:
20 февраля 2017
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Святоотеческая интерпретация слов молитвы Господней: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» предполагает прошение у Бога двоякого хлеба. Поскольку человек состоит из тела и души, он нуждается в подкреплении и поддержании обоих своих природ. Поэтому, мы просим земного хлеб – для питания тела, а Небесного, Евхаристического Хлеба – для питания души. Для чего просить Господа о даровании хлеба земного, если Он и так знает, что мы нуждаемся в нём? – Во исполнение воли Божьей, изреченной падшему Адаму и его потомкам: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Мы просим благословить наш труд, без чего он может быть бесплоден. Просим также, о даровании Хлеба Небесного - причащения Тела и Крови Христовых потому, что «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 9), то есть, процесс нашего спасения Бог может совершить лишь при нашем согласии и соучастии. Для неосужденного причащения необходимо приобрести состояние видения своих нравственных болезней, своей греховности и не самодостаточности, взыскать Христа, как Небесного Врача грехов человеческих, без чего Таинство Евхаристии, не только не принесёт пользы, но и может навлечь на недостойного причастника осуждение. Вот мы и молимся о том, чтобы Господь даровал нам «зрети наши прегрешения» и спасительно приобщиться к Нему. Что же касается слов Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», здесь Он указывает лишь на то, чтобы заботы житейские, в том числе и о пище, не превращались в самоцель, не заслоняли собою Христа, не становились препятствием к стяжанию спасения. Но этим вовсе не отрицается необходимость труда для получения земного и Небесного Хлеба, а также испрошение в этом помощи и благословения Божьего.